|
В категории материалов: 26 Показано материалов: 11-20 |
Страницы: « 1 2 3 » |
1.Федеральное Собрание имеет двухпалатную
структуру и состоит из Совета Федерации (эту палату в средствах массовой
информации часто называют верхней, однако Конституция РФ этот термин не
использует, хотя и ставит ее на первое место) и Государственной Думы (ее иногда
именуют нижней, хотя тоже без достаточных формальных оснований, скорее, по
аналогии с зарубежными парламентами). Двухпалатная структура Федерального
Собрания обладает рядом главных черт |
Выборы занимают особое место в системе демократии,
они – необходимый признак демократического правового государства. Во Всеобщей
декларации прав человека 1948 г., принятой ООН, подчеркивается, что «воля
народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе
выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны
проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного
голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу
голосования» (ч. 3 ст. 21)* |
Весьма важной
характерной чертой государственного органа является то, что он наделен
властными полномочиями, его действия имеют властный характер. Этим он
отличается от всех других организаций, общественных органов. Государственные
органы в пределах своих прав принимают решения по вопросам, отнесенным к их
ведению, издают правовые акты, обязательные для исполнения, осуществляют меры
во исполнение принятых решений. Реализация властных полномочий в необходимых
случаях обеспечивается государственным принуждением. Властные полномочия
государственного органа реализуются в рамках его компетенции, под которой
понимается совокупность полномочий (прав и обязанностей) в отношении
определенных предметов его ведения. Компетенция разных государственных органов
различна, зависит от выполняемой работы, сферы деятельности. Компетенция
государственных органов устанавливается законами, другими нормативными актами. |
Конституция РФ
устанавливает не только принципы федеративного устройства России, но и более
конкретно закрепляет важнейшие черты статуса как Федерации, так и ее субъектов,
разграничение компетенции между ними. |
Федерация –
одна из разновидностей государственного устройства (другой его вид – унитарное
государство). Государственное устройство является в свою очередь элементом
формы государства (наряду с формой правления и политическим режимом).
Государственное устройство характеризует строение государства, его структуру (в
территориальном аспекте). |
Конституционные
нормы предоставляют человеку широкий круг разнообразных прав и свобод,
возлагают на него обязанности. Основные права, свободы и обязанности охватывают
все главные области жизни и деятельности человека, но, разумеется, не
исчерпывают всей их совокупности (множество других прав и свобод, как уже
отмечалось, устанавливается всеми отраслями права, многими нормативными актами). Основные права и свободы – закрепленные
Конституцией РФ неотчуждаемые, наиболее важные права и свободы. Они
принадлежат каждому человеку или каждому гражданину. Эти права и свободы
одинаковы и равны для всех. Основные права и свободы по своему содержанию
делятся на ряд групп: гражданские права и свободы политические права и свободы;
экономические, социальные и культурные права и свободы. |
Гражданство – устойчивая правовая связь человека с
государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и
ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав
и свобод человека. |
Под правовым положением (правовым статусом)
человека и гражданина обычно понимается совокупность его прав и обязанностей.
Действительно, это главное содержание правового положения человека и
гражданина, но на него влияют и другие правовые факторы: гражданство, принципы,
гарантии прав и свобод. Права и обязанности людей закрепляются многими
отраслями права, но особое значение в закреплении положения человека в обществе
имеет конституционное (государственное) право, прежде всего конституция,
устанавливающая основы правового статуса человека и гражданина. Они включают:
гражданство, конституционные принципы правового положения человека и
гражданина, основные права и свободы (гражданские, политические, экономические,
социальные и культурные), конституционные обязанности. Это важнейшие элементы
правового положения человека, его ядро. Основы правового статуса играют
решающую роль в определении положения человека в обществе, имеют жизненно
важное значение, их содержание составляют положения гл. 2 Конституции РФ. |
В российском
обществе после ухода с политической сцены тоталитарного режима в условиях
демократизации происходит становление политического плюрализма,
многопартийности. Создаются, действуют партии, различные общественные
объединения. В парламенте страны работают депутатские группы, фракции,
образованные по партийному признаку. Государственные органы не вмешиваются во
внутреннюю жизнь общественных объединений, ассоциаций. Это, однако, не
означает, что государство не может регулировать с помощью закона некоторые
вопросы, связанные с их образованием и деятельностью, контролировать соблюдение
ими правовых норм. |
Имела ли
дореволюционная Россия конституцию? Была ли она конституционной монархией?
Вопросы эти в свое время были предметом острых дискуссий. Многие
дореволюционные государствоведы полагали, что Россия после издания Манифеста 17
октября 1905 г., учреждения и начала работы в 1906 г. Государственной Думы (с
законодательными полномочиями) вступила на путь конституционного развития,
превратилась в конституционное государство. Юридическим актом, имевшим значение
конституции, эти ученые называли Свод основных государственных законов в новой
редакции от 23 апреля 1906 г., которые закрепляли происшедшие в 1905-1906 гг.
изменения в государственном строе России. |
|
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|