|
В категории материалов: 9 Показано материалов: 1-9 |
|
Федерация –
одна из разновидностей государственного устройства (другой его вид – унитарное
государство). Государственное устройство является в свою очередь элементом
формы государства (наряду с формой правления и политическим режимом).
Государственное устройство характеризует строение государства, его структуру (в
территориальном аспекте). |
Конституционные
нормы предоставляют человеку широкий круг разнообразных прав и свобод,
возлагают на него обязанности. Основные права, свободы и обязанности охватывают
все главные области жизни и деятельности человека, но, разумеется, не
исчерпывают всей их совокупности (множество других прав и свобод, как уже
отмечалось, устанавливается всеми отраслями права, многими нормативными актами). Основные права и свободы – закрепленные
Конституцией РФ неотчуждаемые, наиболее важные права и свободы. Они
принадлежат каждому человеку или каждому гражданину. Эти права и свободы
одинаковы и равны для всех. Основные права и свободы по своему содержанию
делятся на ряд групп: гражданские права и свободы политические права и свободы;
экономические, социальные и культурные права и свободы. |
В российском
обществе после ухода с политической сцены тоталитарного режима в условиях
демократизации происходит становление политического плюрализма,
многопартийности. Создаются, действуют партии, различные общественные
объединения. В парламенте страны работают депутатские группы, фракции,
образованные по партийному признаку. Государственные органы не вмешиваются во
внутреннюю жизнь общественных объединений, ассоциаций. Это, однако, не
означает, что государство не может регулировать с помощью закона некоторые
вопросы, связанные с их образованием и деятельностью, контролировать соблюдение
ими правовых норм. |
Суверенитет
народа означает, что именно ему принадлежит суверенная государственная власть,
имеющая такие свойства, как верховенство и независимость; народ обладает всей
полнотой власти на территории страны. Народу принадлежит верховенство в
государстве, в системе власти, его суверенная государственная воля обязательна
для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления,
вообще всех лиц, организаций на территории государства. Никто, никакая часть
народа, организация, лицо не должны присваивать власть в Российской Федерации.
Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному
закону – гласит ч. 4 ст. 3 Конституции РФ. Власть должна исходить только от
народа – ее единственного источника. |
Первые акты
конституционного типа были приняты в Англии. Однако исторические особенности ее
развития привели к тому, что в ней отсутствует конституция в обычном понимании
этого слова. Иначе говоря, нет единого акта, регулирующего как важнейшие
стороны внутренней организации государства, общественного устройства, так и
права и свободы граждан. Современная Великобритания – страна, имеющая неписаную
конституцию, которую составляют многочисленные акты, принятые в период XIII–XX
вв., а также прецеденты, обычаи (конституционные соглашения). Все они не
связаны между собой определенной системой и не образуют единого акта. |
В истории нашей
страны судьба идеи правового государства складывалась очень непросто. После
революции 1905–1907 гг. в России начался процесс перехода к конституционному
строю, что в известной степени означало вступление на путь формирования
правового государства. Взгляды передовых людей того времени были обращены к
этой идее. Однако этот процесс был прерван в октябре 1917 г., когда в
результате революции было создано советское государство, сутью которого по
Конституции РСФСР 1918 г. была диктатура пролетариата. А диктатура – это власть,
опирающаяся на насилие. Вождь Октябрьской революции В.И. Ленин дополнял эту
характеристику тем, что диктатура пролетариата – это власть, не связанная
никакими законами. Естественно, что в этих условиях идеи правового государства,
господства права, связанности правом государства, верховенства закона не были
востребованы. В Советском государстве отвергался также и принцип разделения
властей как буржуазный и непригодный для советской власти. |
Одной из
основных идей современного правосознания является идея правового государства. В
конституционных законах некоторых западноевропейских государств (например,
Германии) провозглашаются начала правового государственного устройства. Нашла
свое закрепление эта идея и в действующей Конституции РФ, в ст. 1 которой,
наряду с другими характеристиками, записано, что Россия есть правовое
государство. Для того чтобы выяснить, какое же содержание вкладывается в эту
идею, необходимо учитывать, что современная концепция (теория) правового
государства вобрала в себя целый ряд идей, выдвинутых в прошлом передовыми
мыслителями своего времени. К ним относятся, прежде всего, немецкий философ И.
Кант, французский просветитель и правовед Ш. Монтескьё и другие ученые XVIII
в., которые полагали, что правовое государство должно сменить полицейское,
бюрократическое государство того времени, душившее свободу. |
При
рассмотрении признаков законности уже отмечалось, что она невозможна в
обществе, где отсутствует правовая культура или уровень ее крайне низок (см.
5.1). Правовая культура как часть
общей культуры предполагает наличие правовых знаний, понимание социальной
ценности права, оценки правовых требований как целесообразных и справедливых,
уважительное отношение к законам и добровольное и сознательное их соблюдение.
Правовая культура является антиподом такого социального явления, которое
называется правовым нигилизмом и представляет
в самом общем виде непонимание роли права в жизни общества, отрицание его
полезности и ценности, неуважение к праву и законам и их массовое несоблюдение. |
Правопорядок – это такой порядок в
общественных отношениях, при котором поведение субъектов права является
правомерным, т.е. соответствующим требованиям правовых норм. Если законность
представляет собой требование всеобщего соблюдения законов, то правопорядок
есть фактическая реализация этого требования. Правомерное поведение составляет
его содержание. Правопорядок является непосредственным результатом правового
регулирования, осуществляемого государством с помощью правовых норм. На их основе
субъекты вступают в правовые отношения, в рамках которых устанавливается их
возможное и должное поведение. И, наконец, если субъективные права и
юридические обязанности субъектов правоотношений реально воплощаются в их
правомерном фактическом поведении (происходит реализация требований правовых
норм в условиях режима законности), то в обществе складывается система
отношений, называемая правовым порядком. |
|
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|