Выборы органов государственной власти и местного
самоуправления. Избирательное правоВыборы занимают особое место в системе демократии,
они – необходимый признак демократического правового государства. Во Всеобщей
декларации прав человека 1948 г., принятой ООН, подчеркивается, что «воля
народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе
выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны
проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного
голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу
голосования» (ч. 3 ст. 21)*
В Российской
Федерации избираются Президент РФ, депутаты Государственной Думы Федерального
Собрания РФ, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а
также выборные органы местного самоуправления. Выборы осуществляются в
определенном порядке, который именуется избирательной системой.
Избирательная система – порядок выборов государственных
органов и органов местного самоуправления, некоторых должностных лиц,
избираемых непосредственно гражданами. Особое значение в избирательной системе имеют правила,
на основании которых определяются результаты голосования.
Выборы
регламентированы нормами конституционного (государственного) права,
составляющими избирательное право. Избирательное
право – институт (часть) конституционного права, регулирующий общественные
отношения, складывающиеся в процессе выборов.
Вместе с тем этот термин используется
также для обозначения избирательных прав граждан (т.е. их субъективных прав).
Избирательные права граждан – конституционное право граждан Российской
Федерации. Оно включает активное
избирательное право граждан — право избирать и пассивное избирательное право граждан — право быть избранными в
органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления.
Нормы избирательного права содержатся в
нормативных актах — источниках избирательного права. Среди них надо прежде
всего назвать федеральные законы: «Об основных гарантиях избирательных прав и
права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 19 сентября
1997 г.* (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом «О
внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской
Федерации» от 30 марта 1999г.**, «О выборах Президента Российской Федерации» от
31 декабря 1999 г.***; «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального
Собрания РФ» от 24 июня 1999г
Участие граждан
в выборах основывается на принципах равного всеобщего и прямого избирательного
права при тайном голосовании, свободного и добровольного участия в выборах.
Эти принципы
избирательной системы, избирательного права, будучи их важнейшими началами,
определяют основные черты порядка организации и проведения выборов, реализуются
на различных стадиях выборов. Избирательный
процесс продолжителен во времени, включает ряд этапов, являющихся главными
моментами их организации и проведения: назначение выборов; образование
избирательных округов и участков; формирование избирательных комиссий;
составление списков избирателей; выдвижение и регистрация кандидатов; предвыборная
агитация; голосование; определение результатов выборов; повторное голосование
(возможная, но не всегда необходимая стадия).
Рассмотрим
принципы участия граждан Российской Федерации в выборах, наиболее ярко
характеризующие их избирательные права, реализацию прав, порядок выборов.
Принцип всеобщего избирательного права
означает, что гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, вправе
избирать, а по достижении установленного законодательством возраста — быть
избранным в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления.
Гражданин РФ обладает активным и пассивным избирательным правом независимо от
пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного
положения, места жительства, отношения к религии. В то же время есть общепринятые
естественные, оправданные ограничения: не имеют права избирать и быть
избранными граждане, признанные судом недееспособными, и граждане,
содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Уместно вместе с тем
заметить, что избирательными правами пользуются и лица, к которым в
соответствии с законодательством была применена мера пресечения — содержание
под стражей (но они еще не являются заключенными, осужденными судом).
Если связанным
с возрастом условием приобретения активного избирательного права является
достижение 18 лет (оно называется возрастным цензом активного избирательного
права), то возрастной уровень, необходимый для приобретения пассивного
избирательного права, может быть другим (хотя бывает и таким же — 18 лет). Так,
депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ может быть избран
гражданин РФ, достигший на день выборов 21 года. Законами субъектов Федерации
могут также устанавливаться дополнительные условия приобретения гражданином РФ
пассивного избирательного права, связанные с достижением им определенного
возраста. Однако устанавливаемый минимально необходимый возраст не должен
превышать 21 года при выборах в законодательные (представительные) органы
государственной власти субъектов Федерации, 30 лет при выборах главы исполнительного
органа государственной власти (президента) этих субъектов и 21 года при выборах
в органы местного самоуправления (но возрастные уровни по решению
законодательного органа субъекта могут быть и ниже, однако не могут быть выше
указанных). Законодательством также устанавливаются ограничения, связанные со
статусом депутата, в том числе с невозможностью находиться одновременно на
государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью.
Всеобщность
избирательного права не только провозглашается, но и гарантируется.
Законодательство о выборах предусматривает гарантии, обеспечивающие
возможность реального участия в выборах всех граждан, обладающих избирательными
правами. Особое значение для обеспечения всеобщности избирательного права имеют
гарантии прав граждан при составлении списков избирателей (т. е. граждан РФ, обладающих
активным избирательным правом), их право обжаловать невключение в такой
список, ошибки и неточности в нем. Законодательство закрепляет ряд мер
организационного характера, направленных на обеспечение возможности каждому
избирателю воспользоваться своим правом. В частности, избирательные участки
образуются в больницах, санаториях, домах отдыха и других местах временного
пребывания избирателей, в труднодоступных и отдаленных районах, на судах,
находящихся в день выборов в плавании, на полярных станциях. Имеются и другие
гарантии этого принципа.
Немаловажной
гарантией всеобщности выборов является то, что граждане России, проживающие за
границей, обладают всей полнотой избирательных прав. Российские дипломатические
и консульские учреждения обязаны оказывать содействие гражданам России в
реализации их избирательных прав. Руководители этих учреждений образуют
избирательные участки для российских граждан, пребывающих на территории
иностранного государства.
Устанавливая
гарантии реальной всеобщности выборов, законодательство вместе с тем закрепляет принцип свободного и добровольного участия
гражданина Российской Федерации в выборах: никто не вправе оказывать
воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в
выборах, а также на его свободное волеизъявление.
Большое
значение для обеспечения демократизма выборов имеет принцип равного избирательного права. Он означает, что каждый
избиратель имеет равное число голосов по избирательному округу, и все
избиратели участвуют в выборах на равных основаниях. Этот принцип также
гарантируется. Избиратель не может быть включен в более чем один список
избирателей, он голосует лично, предъявив паспорт или другое удостоверение
личности, расписывается в получении бюллетеня в списке. Это делается для того,
чтобы нельзя было проголосовать более одного раза. Вторая часть содержания
данного принципа гарантируется образованием избирательных округов с примерно
равной численностью избирателей, чтобы депутаты были избраны от примерно
равного числа избирателей, голоса всех имели равный «вес». (Вместе с тем в
соответствии с законом допускаются определенные отклонения от средней нормы
представительства.)
Законодательство
содержит также принцип прямого
избирательного права, который означает, что избиратель голосует на выборах
в РФ «за» или «против» кандидатов (списка кандидатов) непосредственно. Мировой
опыт выборов знает и другие способы голосования, когда избиратели избирают
выборщиков, которые уже и выбирают депутатов или должностных лиц (косвенные
выборы), или нижестоящие органы избирают вышестоящие (многостепенные выборы).
Важное значение
в обеспечении демократизма народного волеизъявления имеет тайное голосование. Голосование на выборах в РФ является тайным,
т.е. исключающим возможность какого-либо контроля над волеизъявлением
избирателя. В помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются
кабины или специально оборудованные места для тайного голосования, либо должны
быть пригодные для тайного голосования комнаты. В них при заполнении
избирателем бюллетеня не допускается присутствие кого бы то ни было.
Выборы в Российской Федерации имеют еще
ряд характерных черт, основных моментов, на которых базируется избирательный
процесс. К ним можно отнести: обеспечение подготовки и проведения выборов
избирательными комиссиями; право граждан и общественных объединений на
предвыборную агитацию; финансирование выборов за счет бюджетных средств и
вместе с тем создание кандидатами, избирательными объединениями, их блоками
собственных избирательных фондов для финансирования предвыборной агитации;
гласность при подготовке и проведении выборов.
Избирательные комиссии организуют выборы; на них
возлагаются их подготовка и проведение, реализация и защита избирательных прав
граждан, контроль над их соблюдением. В систему избирательных комиссий входят:
Центральная избирательная комиссия РФ; избирательные комиссии субъектов РФ;
окружные избирательные комиссии; территориальные (районные, городские и др.)
избирательные комиссии; участковые избирательные комиссии. Избирательные
комиссии при подготовке и проведении выборов в пределах своей компетенции
независимы от государственных органов и органов местного самоуправления.
Центральная
избирательная комиссия действует на постоянной основе, срок ее полномочий –
четыре года. Она состоит из 15 членов, пять из которых назначаются
Государственной Думой, пять – Советом Федерации, пять – Президентом РФ.
Центральная избирательная комиссия
осуществляет руководство деятельностью избирательных комиссий по выборам
Президента РФ, депутатов Государственной Думы, по проведению референдумов
Российской Федерации.
Избирательные комиссии субъектов Федерации, также действующие на
постоянной основе, формируются законодательными (представительными) и
исполнительными органами государственной власти субъектов Федерации, причем
половина членов этих комиссий должна назначаться этими законодательными
органами. Этими же государственными органами формируются и окружные
избирательные комиссии при выборах депутатов Государственной Думы Федерального
Собрания РФ. Другие виды избирательных комиссий формируются выборными органами
местного самоуправления. В состав избирательных комиссий входят также и члены с
правом совещательного голоса; их вправе назначить (по одному) сам кандидат*,
избирательное объединение в избирательную комиссию, зарегистрировавшую
кандидата (список кандидатов), и в нижестоящие избирательные комиссии.
Избирательные комиссии наделены
значительными полномочиями по подготовке, организации и проведению выборов.
Центральная избирательная комиссия РФ руководит деятельностью
избирательных комиссий по выборам Президента РФ, депутатов Государственной
Думы, по проведению референдумов РФ, осуществляет контроль над соблюдением
законности при подготовке и проведении выборов в федеральные органы,
регистрирует избирательные блоки, кандидатов на должность Президента РФ и т.д.
Центральная избирательная комиссия РФ совместно с избирательными комиссиями
субъектов РФ осуществляет контроль над соблюдением избирательных прав граждан,
распределяет выделенные из федерального бюджета средства на финансовое
обеспечение, контролирует их целевое использование. Важное значение имеет право
Центральной избирательной комиссии издавать инструкции по вопросам применения
федерального избирательного законодательства, обязательные для всех
избирательных комиссий в Российской Федерации.
Наиболее
многочисленны участковые избирательные комиссии (это низовое звено в системе
избирательных комиссий), выполняющие необходимую и важную роль в организации и
проведении выборов. Именно эти комиссии проводят ознакомление избирателей со
списками избирателей, обеспечивают подготовку помещений для голосования,
избирательных ящиков и другого оборудования; особо следует подчеркнуть, что это
звено системы избирательных комиссий организует на избирательном участке
голосование в день выборов, производит подсчет голосов и устанавливает итоги
выборов на этом избирательном участке.
При выборах
депутатов Государственной Думы большое значение имеют окружные избирательные
комиссии. Они, в частности, координируют деятельность территориальных и
участковых избирательных комиссий, регистрируют кандидатов в депутаты и их
доверенных лиц, распоряжаются денежными средствами, выделенными на подготовку и
проведение выборов по избирательному округу, утверждают текст избирательного
бюллетеня для голосования по данному одномандатному округу; необходимо также
подчеркнуть, что окружная избирательная комиссия устанавливает и публикует
итоги голосования по одномандатному избирательному округу.
Расходы
избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов финансируются за
счет соответствующего бюджета в зависимости от уровня выборов (из федерального
бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета).
Деятельность
избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто. В день голосования с
самого начала работы участковых избирательных комиссий и до подписания ее
членами протокола об итогах голосования (т.е. и при подсчете голосов) на
избирательных участках вправе присутствовать кандидаты, доверенные лица,
представители средств массовой информации, наблюдатели, направленные кандидатами,
общественными и избирательными объединениями. Таким же правом обладают и
иностранные (международные) наблюдатели.
Гласность в
деятельности избирательных комиссий проявляется и в том, что их решения
публикуются в печати, передаются в другие средства массовой информации, а на
заседаниях соответствующей избирательной комиссии вправе присутствовать
кандидаты, их доверенные лица, представители избирательных объединений и
средств массовой информации.
Выборы
охватывают действия граждан России, избирательных объединений, избирательных
комиссий и органов государственной власти по составлению списков избирателей,
выдвижению и регистрации кандидатов, проведению предвыборной агитации,
голосованию и подведению его итогов и другие избирательные действия.
В начале
избирательного процесса — назначение
выборов. На федеральном уровне выборы Президента РФ назначаются Советом
Федерации Федерального Собрания, а выборы депутатов Государственной Думы
нового созыва назначает Президент РФ. Выборы в другие органы государственной
власти назначают компетентные государственные органы, должностные лица
соответственно уровню выборов.
Для проведения выборов образуются избирательные округа — избирательные
территориальные единицы. Соответствующие избирательные комиссии определяют
границы избирательных округов и число избирателей в них, которые утверждаются
соответствующим представительным органом государственной власти, органом
местного самоуправления не позднее, чем за 60 дней до дня выборов.
Выборы половины
депутатов Государственной Думы, избираемых по пропорциональной системе, и
выборы Президента РФ проводятся по федеральному избирательному округу,
включающему всю территорию страны.
Обычно образуются
одномандатные округа, от которых избирается по одному депутату, но в регионах
могут использоваться и многомандатные избирательные округа (от одного
многомандатного округа избираются два или несколько депутатов).
Образуются избирательные округа при
соблюдении требований примерного равенства избирательных округов по числу
избирателей и единства территории избирательного округа (не допускается
создание избирательного округа из не граничащих между собой территорий, не
примыкающих друг к другу, кроме законных исключений, т.е. нельзя «разрывать»
территорию округа на не связанные друг с другом части). Допускается в
определенных случаях и пределах отклонение от средней нормы представительства и
образование несколько больших или меньших округов. При образовании
избирательных округов с соблюдением указанных выше требований учитывается
вместе с тем административно-территориальное деление.
Для проведения
голосования и подсчета голосов избирателей предусматривается образование избирательных участков. Избирательные
участки образуются главой муниципального образования по согласованию с
соответствующими избирательными комиссиями. Для удобства граждан участки не
должны включать больше определенного числа (3 тыс.) избирателей. Как уже
говорилось, избирательные участки образуются не только по месту постоянного
жительства людей, но и в местах их временного пребывания, в труднодоступных
местах.
Очень большое
значение для обеспечения избирательных прав граждан, подготовки выборов имеет составление списков избирателей. Список
избирателей составляется отдельно по каждому избирательному участку
соответствующей избирательной комиссией. В списки избирателей включаются все
граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным
избирательным правом, причем гражданин может быть включен в список избирателей
только на одном избирательном участке. Список избирателей представляется для
всеобщего ознакомления не позднее, чем за 20 дней до дня выборов.
Важное место в
избирательной кампании занимает выдвижение
и регистрация кандидатов; значение этой стадии избирательного процесса
обусловлено тем, что определяется состав кандидатов – тех, из кого избиратели и
выберут президента, депутатов и т.д.
Право
выдвижения кандидатов принадлежит избирателям, избирательным объединениям,
избирательным блокам.
Кандидаты могут быть выдвинуты непосредственно избирателями (по инициативе избирателя, группы избирателей)
соответствующего избирательного округа и в
порядке самовыдвижения.
Большую роль в
выдвижении кандидатов, в избирательных кампаниях играют избирательные
объединения. Избирательное объединение –
зарегистрированное в установленном законом порядке политическое общественное
объединение (политическая партия, политическая организация, политическое движение),
основными уставными целями которого являются: участие в политической жизни
общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие
в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления
посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации,
участие в организации и деятельности этих органов. Для того чтобы избирательное
объединение могло принять участие в избирательной кампании, его действующий
устав должен быть зарегистрирован не позднее, чем за один год до дня
голосования.
Избирательные
объединения могут создавать избирательные блоки. Избирательный блок – обладающее правами избирательного объединения
добровольное объединение двух и более избирательных объединений для совместного
участия в выборах. Избирательные объединения в период выборов могут действовать
самостоятельно, а могут вступать в блоки.
Избирательные
объединения, избирательные блоки могут выдвигать как отдельных кандидатов по
округам, так и списки кандидатов (например, федеральные списки кандидатов в
депутаты Государственной Думы).
Решения о
выдвижении кандидатов (списков кандидатов) от избирательных объединений
принимаются тайным голосованием соответственно уровню проводимых выборов на
съездах, конференциях, собраниях общественных объединений, их региональных или
местных отделений.
В поддержку
кандидатов, списков кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями,
избирательными блоками, непосредственно избирателями, должны быть собраны
подписи избирателей в порядке и количестве, установленных законодательством,
либо внесен избирательный залог. Подписи собираются только среди избирателей,
обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором
данный кандидат дает согласие на выдвижение. В сборе подписей не допускается
участие администраций предприятий всех форм собственности, учреждений и
организаций, принуждение в процессе сбора подписей, вознаграждение избирателей
за внесение подписи. Запрещен сбор подписей в процессе и в местах выдачи
заработной платы. В случаях грубого или неоднократного нарушения этих запретов
собранные подписи могут быть признаны недействительными, отменена регистрация
кандидата (списков кандидатов). Право сбора подписей принадлежит
совершеннолетнему дееспособному гражданину России. С ним кандидат,
избирательное объединение, блок могут заключить договор о сборе подписей;
оплата этой работы осуществляется только через их избирательные фонды. При
сборе подписей избиратель, ставя подпись в подписном листе, собственноручно
указывает в нем свои фамилию, имя, отчество, адрес места жительства, серию и
номер паспорта или заменяющего его документа, дату внесения подписи.
Инициатива
сбора подписей под заявлением кандидата о его выдвижении может исходить от
любого избирателя (избирателей). Так, при выборах депутатов Государственной
Думы право выдвинуть свою кандидатуру для баллотировки по одномандатному
избирательному округу принадлежит каждому гражданину Российской Федерации,
обладающему активным избирательным правом и достигшему на день выборов 21 года.
Для выдвижения кандидата на должность Президента РФ также каждый гражданин или группа граждан
Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом, могут
образовать инициативную группу избирателей (численностью не менее 100 человек).
Инициаторы сбора подписей в поддержку выдвижения кандидата уведомляют
соответствующую избирательную комиссию о своей инициативе.
Федеральное законодательство устанавливает верхний
предел необходимого для регистрации кандидата (списка кандидатов) количества
подписей избирателей в поддержку выдвижения – не более 2% числа избирателей
округа. Однако в этих пределах может быть установлено и меньшее число подписей,
необходимых для регистрации, при выборах конкретных как федеральных, так и
региональных органов. В поддержку выдвижения кандидата в депутаты
Государственной Думы должно быть собрано не менее 1 % подписей избирателей от
общего числа избирателей соответствующего одномандатного избирательного округа,
а в поддержку федерального списка кандидатов, выдвинутого избирательным
объединением, избирательным блоком по федеральному округу, требуется собрать не
менее 200 тыс. подписей избирателей, при этом на один субъект Федерации должно
приходиться не более 14 тыс. подписей. Сходные правила действуют и при сборе подписей
в поддержку кандидатов на должность Президента РФ. Избирательное объединение,
избирательный блок или инициативная группа избирателей, выдвинувшие кандидата
на эту должность, обязаны собрать не менее 1 млн.* подписей избирателей, причем
на один субъект РФ должно приходиться не более 70 тыс. подписей. Имеется в
виду, что каждый из кандидатов должен продемонстрировать поддержку
определенного, значительного числа регионов. И при голосовании за федеральные
списки кандидатов в депутаты и выборах Президента РФ такие предварительные
условия регистрации кандидатов (списка кандидатов) призваны способствовать
тому, чтобы в бюллетени для голосования включались наиболее известные,
популярные избирательные объединения, кандидаты, имеющие определенную
политическую поддержку и авторитет в массах избирателей, в том числе и в
регионах.
Далее
проводится регистрация кандидатов (списков кандидатов) соответствующей
избирательной комиссией по представлению избирательных объединений и
избирателей. В избирательную комиссию представляется не менее установленного
числа подписей в поддержку этих кандидатов (списков кандидатов), необходимых
для их регистрации. Избирательные комиссии могут организовать проверку
подписных листов.
Период
выдвижения кандидатов значителен по времени и должен составлять не менее 45
дней при выборах федеральных государственных органов (может быть меньше при
выборах в органы государственной власти субъектов Федерации и в органы местного
самоуправления).
Если же в
установленные сроки в избирательном округе не будет зарегистрирован ни один
кандидат либо их число окажется меньше установленного числа мандатов или равно
ему, то выборы в этом округе откладываются. Таким образом, выборы всегда должны быть альтернативными. Так обычно и бывает на
практике.
Закон
устанавливает равные права и обязанности кандидатов и закрепляет гарантии их
деятельности.
После регистрации кандидаты, находящиеся на
государственной или муниципальной службе, а также работающие в средствах
массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения
служебных обязанностей и не вправе использовать преимущества своего служебного
положения. Президент РФ, баллотирующийся на второй срок, или Председатель
Правительства РФ, в соответствии с Конституцией РФ временно исполняющий
обязанности Президента РФ и зарегистрированный кандидатом на должность Президента
РФ, продолжают выполнять свои полномочия, но не должны пользоваться
преимуществом своего служебного положения.
Посл
|