|
В категории материалов: 5 Показано материалов: 1-5 |
|
Юридическая
сила правовых актов о труде зависит от того, каким органом государства
принимается тот или иной акт, а также от компетенции каждого органа, прав
организаций, профсоюзных органов и полномочий трудовых коллективов. |
В истории нашей
страны судьба идеи правового государства складывалась очень непросто. После
революции 1905–1907 гг. в России начался процесс перехода к конституционному
строю, что в известной степени означало вступление на путь формирования
правового государства. Взгляды передовых людей того времени были обращены к
этой идее. Однако этот процесс был прерван в октябре 1917 г., когда в
результате революции было создано советское государство, сутью которого по
Конституции РСФСР 1918 г. была диктатура пролетариата. А диктатура – это власть,
опирающаяся на насилие. Вождь Октябрьской революции В.И. Ленин дополнял эту
характеристику тем, что диктатура пролетариата – это власть, не связанная
никакими законами. Естественно, что в этих условиях идеи правового государства,
господства права, связанности правом государства, верховенства закона не были
востребованы. В Советском государстве отвергался также и принцип разделения
властей как буржуазный и непригодный для советской власти. |
Одной из
основных идей современного правосознания является идея правового государства. В
конституционных законах некоторых западноевропейских государств (например,
Германии) провозглашаются начала правового государственного устройства. Нашла
свое закрепление эта идея и в действующей Конституции РФ, в ст. 1 которой,
наряду с другими характеристиками, записано, что Россия есть правовое
государство. Для того чтобы выяснить, какое же содержание вкладывается в эту
идею, необходимо учитывать, что современная концепция (теория) правового
государства вобрала в себя целый ряд идей, выдвинутых в прошлом передовыми
мыслителями своего времени. К ним относятся, прежде всего, немецкий философ И.
Кант, французский просветитель и правовед Ш. Монтескьё и другие ученые XVIII
в., которые полагали, что правовое государство должно сменить полицейское,
бюрократическое государство того времени, душившее свободу. |
При
рассмотрении признаков законности уже отмечалось, что она невозможна в
обществе, где отсутствует правовая культура или уровень ее крайне низок (см.
5.1). Правовая культура как часть
общей культуры предполагает наличие правовых знаний, понимание социальной
ценности права, оценки правовых требований как целесообразных и справедливых,
уважительное отношение к законам и добровольное и сознательное их соблюдение.
Правовая культура является антиподом такого социального явления, которое
называется правовым нигилизмом и представляет
в самом общем виде непонимание роли права в жизни общества, отрицание его
полезности и ценности, неуважение к праву и законам и их массовое несоблюдение. |
Правопорядок – это такой порядок в
общественных отношениях, при котором поведение субъектов права является
правомерным, т.е. соответствующим требованиям правовых норм. Если законность
представляет собой требование всеобщего соблюдения законов, то правопорядок
есть фактическая реализация этого требования. Правомерное поведение составляет
его содержание. Правопорядок является непосредственным результатом правового
регулирования, осуществляемого государством с помощью правовых норм. На их основе
субъекты вступают в правовые отношения, в рамках которых устанавливается их
возможное и должное поведение. И, наконец, если субъективные права и
юридические обязанности субъектов правоотношений реально воплощаются в их
правомерном фактическом поведении (происходит реализация требований правовых
норм в условиях режима законности), то в обществе складывается система
отношений, называемая правовым порядком. |
|
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|