Система основных прав, свобод и обязанностей человека и
гражданина
Конституционные
нормы предоставляют человеку широкий круг разнообразных прав и свобод,
возлагают на него обязанности. Основные права, свободы и обязанности охватывают
все главные области жизни и деятельности человека, но, разумеется, не
исчерпывают всей их совокупности (множество других прав и свобод, как уже
отмечалось, устанавливается всеми отраслями права, многими нормативными актами). Основные права и свободы – закрепленные
Конституцией РФ неотчуждаемые, наиболее важные права и свободы. Они
принадлежат каждому человеку или каждому гражданину. Эти права и свободы
одинаковы и равны для всех. Основные права и свободы по своему содержанию
делятся на ряд групп: гражданские права и свободы политические права и свободы;
экономические, социальные и культурные права и свободы.
1.
Личные (гражданские) права и свободы охватывают фундаментальные аспекты
свободы личности, выражают гуманистические основы жизни общества, защищают
пространство личной жизни человека, индивидуальную свободу от вмешательства
извне. Именно в числе гражданских прав и свобод – право на жизнь, закрепляющее в юридической форме эту высшую
ценность. Каждый имеет право на жизнь (ч. 1 ст. 20). Никого нельзя произвольно
лишить жизни. Государство стремится к полной отмене смертной казни, она в
настоящее время может устанавливаться в качестве исключительной меры наказания
за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права
на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей (ч. 2 ст. 20).
Конституция РФ
устанавливает право на государственную
охрану достоинства личности и подчеркивает, что ничто не может быть
основанием для его умаления (ч. 1 ст. 21). Никто не должен подвергаться пыткам,
насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению
или наказанию, а также – без добровольного согласия – медицинским, научным или
иным опытам (ч. 2 ст. 21).
Весьма большое
значение имеет право на свободу и личную
неприкосновенность (ч. 1 ст. 22), обеспечивающее государственную охрану и
защиту от противоправных посягательств на жизнь, здоровье, личную свободу
человека. Это право означает свободу человека, право самостоятельно определять
свои поступки, располагать собой, своим временем. Свобода и личная
неприкосновенность гарантируются законом и могут быть ограничены только
компетентными государственными органами и только в установленном законом
порядке. Конституция устанавливает, что арест, заключение под стражу и
содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного
решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов (ч. 2
ст. 22). В настоящее время, до приведения уголовно-процессуального
законодательства в соответствие с Конституцией РФ 1993 г., сохраняется прежний
порядок ареста, содержания под стражей и задержания лиц, подозреваемых в
совершении преступления. Допускается, например, заключение под стражу
подозреваемого или обвиняемого с санкции прокурора в соответствии с действующим
уголовно-процессуальным законодательством (п. 6 раздела второго Конституции).
Задержание,
заключение под стражу, лишение свободы подробно, конкретно регламентируются
административным, уголовно-процессуальным, уголовным правом. Законодательство
предусматривает ряд гарантий от незаконного ограничения свободы. Гарантия этому
– установление ответственности за привлечение заведомо невиновного к уголовной
ответственности, вынесение заведомо неправосудного приговора, за заведомо
незаконный арест и задержание.
Большое
значение имеет конституционное закрепление права
на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных
сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании
судебного решения (ч. 2 ст. 23). Нормативные акты гарантируют соблюдение тайны
переписки, телефонных переговоров, телеграфных сообщений, устанавливают
юридическую ответственность за нарушение такой тайны. Лишь в установленных
законом случаях при соблюдении определенного порядка государственные органы
могут знакомиться с корреспонденцией граждан.
Конституция фиксирует право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную
тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23).
Она также
устанавливает, что сбор, хранение, использование и распространение информации о
частной жизни лица без его согласия не допускаются (ч. 1 ст. 24).
Конституция устанавливает обязанность
органов государственной власти и местного самоуправления обеспечить каждому
возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно
затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ч. 2
ст. 24).
Существенный элемент свободы человека – неприкосновенность жилища. В ст. 25
Конституции РФ установлено: жилище неприкосновенно. Никто не имеет права
проникать в него против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях,
установленных федеральным законом, или на основании судебного решения. В
определенных, строго ограниченных случаях при соблюдении установленного законом
порядка компетентные государственные органы вправе проникнуть в жилище человека
и против его воли, совершить там обыск. Этому посвящены специальные правовые
нормы, в первую очередь – уголовно-процессуального права.
Каждому человеку предоставляется право определять и указывать свою
национальную принадлежность. В то же время нельзя принуждать определять и
указывать свою национальную принадлежность (ч. 1 ст. 26).
Большое значение имеет право на пользование родным языком, на
свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (ч.2
ст.26).
В Конституции
фиксируется и такая важная сторона свободы человека, как право каждого, кто законно находится на территории Российской
Федерации, на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства
в пределах РФ (ч. 1 ст. 27). При этом каждый человек имеет право свободно
выезжать за пределы Российской Федерации, а гражданин РФ имеет право и
беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию (ч. 2 ст. 27).
В Российской
Федерации каждому гарантируется свобода
совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально
или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно
выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в
соответствии с ними (ст. 28).
В Конституции
РФ подчеркивается, что Российская Федерация – светское государство, и никакая
религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
Установлено, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед
законом, государство не вмешивается в определение гражданином своего отношения
к религии и религиозной принадлежности, в деятельность религиозных объединений,
если она не противоречит закону. Они не выполняют функции органов
государственной власти и местного самоуправления, не участвуют в выборах в
органы государственной власти и местного самоуправления, в деятельности
политических партий и политических движений, не оказывают им материальную и
иную помощь.
Государство не
вмешивается в воспитание детей родителями (или лицами, их заменяющими) в
соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести
и свободу вероисповедания, обеспечивает светский характер образования в
государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
Каждый человек
имеет право на получение религиозного образования по своему выбору
индивидуально или совместно с другими. Религиозные организации могут создавать
образовательные учреждения. Вместе с тем и в государственных, и в муниципальных
образовательных учреждениях их администрация предоставляет религиозным организациям
возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы по
просьбе родителей, с согласия детей и по согласованию с соответствующим органом
местного самоуправления.
2. Политические права и свободы тесно
связаны с суверенитетом народа, обеспечивают гражданам участие в политической
жизни, осуществлении государственной власти, управлении делами государства,
позволяют оказывать влияние на властные структуры.
Духовная свобода, свобода мнений, в том числе и в
области политики, проявляются в конституционных свободе мысли и слова, праве на
информацию. Они гарантируют от противозаконного вмешательства государственной
власти в эту сферу, призваны предотвращать политический и идеологический
контроль над духовной жизнью человека, его политическими взглядами, мнениями,
высказываниями. Вместе с тем они позволяют человеку приобретать политические
убеждения, высказывать, распространять свое мнение по политическим вопросам,
проблемам государственной жизни. Средства массовой информации – сильное
средство воздействия на политическое поведение людей, на их политическое
сознание.
Закрепляя
фундаментальную общечеловеческую ценность – свободу мысли и слова, Конституция вместе с тем гарантирует, что
никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу
от них (ч. 3 ст. 29). В то же время не допускается пропаганда или агитация,
возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и
вражду; запрещается пропаганда социального, расового, национального,
религиозного или языкового превосходства (ч. 2 ст. 29). К названному праву
тесно примыкает право на информацию – право
свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию
любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную
тайну, определяется федеральным законом (ч. 4 ст. 29). Конституция гарантирует
свободу массовой информации, провозглашает запрет цензуры (ч. 5 ст. 29).
Важнейшей, наиболее массовой и действенной формой осуществления
указанных выше прав являются средства массовой информации – периодические
печатные издания (газеты, журналы и т.д.), радио-, теле- и видеопрограммы,
кинохроника, воздействующие часто на огромную аудиторию. Организация средств
массовой информации, распространение, их отношения с гражданами и
организациями, права и обязанности журналиста регулируются специальным Законом
РФ «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. с изменениями и
дополнениями, принятыми Федеральными законами от 15 декабря 1994 г., 12 мая, 6 июня,
19 июля и 22ноября 1995 г.* Он гарантирует реализацию соответствующих прав и
свобод.
Однако не допускается злоупотребление свободой
массовой информации. Не допускается использование средств массовой информации в
целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений,
составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для
призыва к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и
целостности государства, разжигания национальной, классовой, социальной,
религиозной нетерпимости или розни, для пропаганды войны.
Учредить
средство массовой информации может любой дееспособный гражданин, достигший
18-летнего возраста (кроме отбывающих наказание в местах лишения свободы). Это
же могут сделать объединения граждан, предприятия, учреждения, организации,
государственные органы.
По общему
правилу, средство массовой информации подлежит регистрации. Однако есть и
исключения из правила, например касающиеся изданий, имеющих небольшой тираж. Не
требуется регистрации, в частности, периодических печатных изданий тиражом
менее одной тысячи экземпляров, аудио- и видеопрограмм, распространяемых в
записи тиражом не более десяти экземпляров.
Закон
предусматривает возможность и порядок прекращения и приостановления
деятельности средства массовой информации. Это может сделать только учредитель
или суд при наличии обозначенных в законе оснований.
Проявлением политического плюрализма, свободы самоорганизации людей является
право каждого на объединение, включая
право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода
деятельности общественных объединений гарантируется (ч. 1 ст. 30 Конституции).*
Однако нельзя принуждать к вступлению в
какое-либо объединение или пребыванию в нем (ч. 2 ст. 30).
Осуществление
права собираться мирно и без оружия, проводить митинги, уличные шествия,
демонстрации и пикетирование не должно нарушить права и свободы других лиц.
Запрещается использование этого права для насильственного изменения
конституционного строя, разжигания расовой, национальной, классовой, религиозной
ненависти, для пропаганды насилия и войны. Органы внутренних дел осуществляют
охрану общественного порядка при проведении митингов, уличных шествий,
демонстраций и пикетирования, предупреждают и пресекают противоправные
действия, а в случае необходимости привлекают виновных к ответственности в
соответствии с законодательством.
Свобода слова,
массовой информации, право на объединение, право проводить собрания, митинги и
демонстрации, шествия и пикетирование иногда рассматриваются в числе
гражданских, а не политических прав и свобод.
Центральное
место в системе политических прав и свобод занимает право граждан Российской Федерации участвовать в управлении делами
государства как непосредственно, так и через своих представителей (ч. 1 ст.
32 Конституции). Здесь указаны и главные формы осуществления этого права –
непосредственно и через представителей. В предыдущих главах освещались эти
формы. Участие в управлении делами общества и государства реализуется
посредством выборов, референдумов, собраний, через местное самоуправление и
т.п.
Конституция РФ закрепляет ряд политических
прав граждан РФ, путем реализации которых осуществляются разные формы участия в
управлении делами государства; избирательные права граждан, право участвовать в
референдуме, право на равный доступ к государственной службе, право участвовать
в отправлении правосудия. Конституция РФ фиксирует активное и пассивное
избирательное право граждан – право избирать и право быть избранными в органы
государственной власти и органы местного самоуправления. Однако некоторые
категории граждан не имеют права избираться и быть избранными: граждане,
признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы
по приговору суда.
Установлено право граждан Российской Федерации обращаться
лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в
государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33). Эти
структуры в пределах своей компетенции обязаны рассмотреть обращения, принять
по ним решения и дать мотивированный ответ в установленный законом срок.
Специальный нормативный акт довольно подробно регламентирует порядок
рассмотрения заявлений, предложений и жалоб граждан. Как правило, заявления и
жалобы граждан разрешаются в срок до одного месяца, а не требующие дополнительного
изучения и проверки – безотлагательно, но не позднее 15 дней.
3. Экономические, социальные и культурные
права и свободы имеют важнейшее значение для жизни человека. Конституция РФ
дает новые трактовки многих прав и свобод, входящих в эту группу, отражая
проводимые в стране реформы, прежде всего экономические.
Их перечень начинается со свободы
экономической деятельности: каждый имеет
право на свободное использование своих способностей и имущества для
предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Однако не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию
и недобросовестную конкуренцию и вообще запрещенная законом (ст. 34).
Признается и
охраняется законом право частной
собственности. Это означает, что каждый человек вправе иметь имущество в
собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и
совместно с другими лицами. Лишить имущества можно только по решению суда.
Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть
произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Гарантируется право наследования (ст. 35).
В отдельной
статье (ст. 36) закрепляется право
граждан и их объединений иметь в частной собственности землю. Подчеркивается,
что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами
осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба
окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и
порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Конституция РФ
в ст. 37 провозглашает свободу труда, подкрепляя это запретом на принудительный
труд. Каждый человек имеет право свободно
распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
Закрепляется право на труд в условиях, отвечающих
требованиям безопасности и гигиены; право на вознаграждение за труд не ниже
установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда и без
какой бы то ни было дискриминации; право
на защиту от безработицы. Это отвечает реалиям формирующихся рыночных
отношений.
Им же соответствует и право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с
использованием законных способов их разрешения, включая право на забастовку.
Фиксируется и право каждого на отдых. Закреплены конституционные гарантии этого права для работающих по трудовому
договору: установленная законом
продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый
ежегодный отпуск.
Конституция в
ст. 38 устанавливает государственную
защиту материнства, детства, семьи. Забота о детях, их воспитание
рассматриваются как равное право и обязанность родителей; закрепляется также
долг трудоспособных детей, достигших 18 лет, заботиться о нетрудоспособных
родителях.
Среди социальных
прав важное место занимает гарантированное право
на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери
кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. В то же
время поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных
форм социального обеспечения и благотворительность (ст.39).
Закрепляется право на жилище – одно из самых
необходимых жизненных благ. Оно имеет ряд конституционных гарантий. Во-первых,
оно подкреплено положением о том, что никто не может быть произвольно лишен
жилища. Во-вторых, органы государственной власти и местного самоуправления
поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на
жилище. В-третьих, малоимущим, а также иным названным в законе гражданам,
нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из
государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с
установленными законом нормами (ст. 40).
В числе важнейших социальных прав – право на охрану здоровья и медицинскую
помощь (ст. 41). Действенная конституционная гарантия этого состоит в том,
что медицинская помощь в государственных
и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно,
за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других
поступлений. В Российской Федерации также финансируются федеральные программы
охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной системы
здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья
человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и
санитарно-эпидемиологическому благополучию. Гарантия рассматриваемого права заключается
и в предусмотренной Конституцией РФ ответственности должностных лиц за сокрытие
фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей.
Следующие
конституционные права как бы примыкают к предыдущему и способствуют охране
здоровья населения. Это право на
благоприятную окружающую среду, право на достоверную информацию о ее состоянии
и право на возмещение ущерба, причиненного здоровью людей или имуществу
экологическим правонарушением (ст. 42).
Большое
значение имеет закрепленное в Конституции право
каждого на образование (ст. 43): Конституция РФ гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного,
основного общего и среднего профессионального образования в государственных или
муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Конституция РФ
содержит положения о высшем образовании: каждый вправе на конкурсной основе
бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном
образовательном учреждении или на предприятиях.
В Российской
Федерации гарантируется закрепленная Конституцией РФ свобода литературного, художественного, научного, технического и других
видов творчества, преподавания; закон охраняет интеллектуальную
собственность (ч. 1 ст. 44).
Предусматривается
право на участие в культурной жизни и
пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ч. 2
ст. 44), а также обязанность заботиться о сохранении исторического и
культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44).
4. Гарантии прав и свобод. Для человека,
его повседневной жизни важно не только провозгласить его права и свободы, но и
обеспечить их фактическое осуществление. Необходимо создать благоприятные
условия для претворения в жизнь прав и свобод человека, обеспечить их охрану и
защиту, устранить препятствия, мешающие использованию людьми своих правомочий.
Гарантии прав и свобод призваны решать эти задачи.
Гарантии прав и
свобод – это условия, средства, меры,
направленные на обеспечение практического их осуществления, охрану и защиту. Можно
выделить несколько групп гарантий прав и свобод: экономические, политические,
правовые, организационные. В числе правовых гарантий следует отметить правовые
нормы, нормативные акты, которые устанавливают порядок реализации прав и
свобод, предусматривают меры по их охране и защите, ответственность за их
нарушение. Велико значение деятельности государственных органов в этом
направлении. Большую роль играют правомочия самого человека по защите своих прав
и свобод.
Действующая
Конституция РФ большое внимание уделяет правовым гарантиям прав и свобод,
закрепляя ряд таких гарантий в гл. 2, посвященной правам и свободам человека и
гражданина, где зафиксированы и конституционные правомочия человека по защите своих
прав и свобод. Конституция РФ отражает большую роль государства в обеспечении
прав и свобод. Гарантируется государственная
защита прав и свобод человека и гражданина. Закреплено также право каждого защищать свои права, свободы и
законные интересы всеми способами, не запрещенными законом.
Закреплена
обязанность государственных органов, учреждений и должностных лиц обеспечить
каждому возможность ознакомления с
документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы,
если иное не предусмотрено законом (ч. 2 ст. 24). Это создает дополнительные
гарантии охраны прав и свобод, способствует их эффективной защите.
Полномочия
гаранта прав и свобод человека и гражданина возложены Конституцией РФ на
Президента РФ, который обладает широкой компетенцией в этой сфере (ч. 2 ст.
80).
В числе юридических гарантий прав и свобод особое
значение имеет судебная защита, она
гарантируется каждому (ч. 1 ст. 46). Конституция РФ устанавливает, что решения
и действия (или бездействие) должностных лиц, государственных органов и
общественных объединений, органов местного самоуправления могут быть обжалованы
в суде. Текущее законодательство регламентирует порядок осуществления этих
прав. Имеется специальный Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений,
нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г. с изменениями и
дополнениями от 14 декабря 1995 г.* Гражданин вправе обратиться в суд с
жалобой, если считает, что неправомерными действиями (решениями)
государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений,
предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц,
государственных служащих нарушены его права и свободы.
Целью
деятельности Уполномоченного по правам человека является обеспечение гарантий
государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными
органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Уполномоченный назначается на должность
сроком на пять лет и освобождается
от должности Государственной Думой. Им может быть гражданин России не моложе 35
лет, имеющий познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их
защиты. Уполномоченный не может заниматься никакой другой деятельностью, кроме
преподавательской, научной либо иной творческой работы.
Уполномоченный
рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) государственных
органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных
служащих, есл
|