Конституция РФ
устанавливает не только принципы федеративного устройства России, но и более
конкретно закрепляет важнейшие черты статуса как Федерации, так и ее субъектов,
разграничение компетенции между ними.
Конституционный
статус Российской Федерации включает наряду с рассмотренными выше
фундаментальными положениями и некоторые другие главнейшие черты российской
федеративной государственности.
Это, прежде
всего, имеющиеся у Российской Федерации государственно-правовые признаки,
характерные для федеративного государства:
суверенитет
Российской Федерации, распространяющийся на всю ее территорию и проявляющийся в
верховенстве Конституции РФ и федеральных законов;
федеральная
Конституция и федеральные законы;
федеральные
органы государственной власти (законодательные, исполнительные, судебные), чьи
полномочия распространяются на всю территорию РФ;
государственная
территория, целостная и неприкосновенная, включающая в себя территории всех
субъектов Федерации, внутренние воды и территориальное море, воздушное
пространство над ними (на территории РФ не допускается установление таможенных
границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения
людей, товаров, услуг и финансовых средств);
единое гражданство РФ;
государственный
язык;
единые
Вооруженные Силы;
единая денежная
единица – рубль (введение и эмиссия других денег в России не допускаются,
денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ);
государственные
символы: Государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации;
столица
Российской Федерации.
Эти важнейшие
элементы конституционного статуса Российской Федерации обусловливают характер и
содержание ее компетенции, включающей конкретные полномочия и предметы ведения.
Оставаясь суверенным
государством, Российская Федерация в то же время может участвовать в
межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в
соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и
свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя
РФ.
В России – несколько видов субъектов
Федерации, это ее особенность. Общее число субъектов – 89. Конституция
допускает возможность принятия в Российскую Федерацию и образования в ее
составе нового субъекта. Это делается в порядке, установленном федеральным
конституционным законом (ч. 2 ст. 65).
Республики – субъекты Федерации – это государства в
составе Российской Федерации, обладающие всей полнотой государственной власти
вне пределов компетенции Российской Федерации. Они образованы
как формы национальной государственности, воплощают самоопределение
соответствующих наций. Статус республики определяется Конституцией РФ и
конституцией республики. Республика имеет государственно-правовые признаки государства
в составе Российской Федерации. К ним относятся:
конституция
республики, республиканское законодательство;
система органов
государственной власти республики, которая устанавливается ею самостоятельно в
соответствии с основами конституционного строя России и общими принципами
организации представительных и исполнительных органов государственной власти,
закрепленных федеральным законом;
территория,
причем границы между субъектами могут быть изменены только с их взаимного
согласия;
республиканское
гражданство; государственный язык;
собственные
символы государства.
Края, области, города федерального значения, автономная
область, автономные округа – это государственные образования в составе
Российской Федерации, обладающие всей полнотой государственной власти вне
пределов компетенции Российской Федерации. Автономии образованы по
национально-территориальному принципу, а остальные из перечисленных – по
территориальному. Автономные образования были созданы как формы национальной
государственности соответствующих народов, способы их самоопределения.
Статус данных
видов субъектов Федерации: края, области, города федерального значения,
автономной области, автономного округа – определяется Конституцией РФ и уставом
края, области, города федерального значения, автономной области, автономного
округа. Устав принимается законодательным (представительным) органом
соответствующего субъекта.
Для
конституционного статуса этих субъектов Федерации характерно наличие следующих
элементов:
устава;
своего
законодательства;
системы органов
государственной власти соответствующего субъекта Федерации, которая
самостоятельно им самим устанавливается в соответствии с основами
конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и
исполнительных органов государственной власти, определенными федеральным
законом;
территории,
границы которой могут быть изменены только с взаимного согласия органов власти
сопредельных субъектов Федерации.
Положение
автономии может иметь особенности по сравнению с другими субъектами. Может быть
принят федеральный закон об автономной области, автономном округе. Это должно
делаться по представлению их законодательных и исполнительных органов.
Отношения
автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться
федеральным законом и договором между органами государственной власти
автономного округа и органами власти края или области.
Пребывание в
составе РФ в качестве субъекта предполагает взаимодействие с федеральными
органами, участие в их работе. Равноправие всех субъектов Российской Федерации
между собой, в том числе во взаимоотношениях с федеральными государственными
органами, обусловливает их равные правомочия в таких взаимоотношениях. Субъекты
имеют гарантированное представительство в Совете Федерации, их законодательным
(представительным) органам принадлежит право законодательной инициативы в
Государственной Думе. Конституция РФ предусматривает возможность изменения
статуса субъекта. Это может произойти по взаимному согласию Российской
Федерации и субъекта в соответствии с федеральным конституционным законом (ч. 5
ст. 66).
|