|
В категории материалов: 30 Показано материалов: 21-30 |
Страницы: « 1 2 3 |
В соответствии
со ст. 127 Конституции РФ Высший Арбитражный Суд Российской Федерации – высший
судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел в пределах его
компетенции. Он осуществляет в предусмотренных федеральным законом
процессуальных формах судебный надзор за деятельностью арбитражных судов и дает
разъяснения по вопросам судебной практики. |
Президент –
принципиально новый для России государственный институт, который внес
значительные изменения в существовавшую в момент его учреждения прежнюю
советскую форму организации власти. В 1990–1991 гг. был закреплен пост
Президента еще существовавшего тогда Союза ССР, появились президенты в
республиках бывшего Союза. Тогда же, в 1991 г., был учрежден пост Президента
России Федерации, входившей в то время в это союзное государство. Таким
образом, была реализована воля российского народа, проголосовавшего за это 17
марта 1991 г. на первом всероссийском референдуме. Российское государство
сделало важный шаг в сторону изменения формы
государства. Закрепление такого существенного новшества в организации государства
мотивировалось необходимостью укрепления исполнительной власти. Учреждение
президентства происходило на фоне углубляющегося экономического и политического
кризиса, обострения межнациональных отношений, в условиях ослабления
исполнительной власти, ее единства. Реализация законов проходила трудно, не
принимались необходимые меры по их осуществлению со стороны органов
государственного управления, усиливалась рассогласованность союзного и
республиканского законодательства. К тому же представительным органам не
удавалось сформировать эффективно действующие органы государственного
управления, обеспечить с ними должное взаимодействие, не вмешиваясь в их
оперативную деятельность. |
Разделение
законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти является важнейшим
принципом функционирования Российской Федерации как правового государства –
провозглашает Декларация «О государственном суверенитете Российской Федерации»
от 12 июня 1990 г. Этот важнейший принцип закреплен и в действующей Конституции
РФ. В ней говорится: «Государственная власть в Российской Федерации
осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и
судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти
самостоятельны» |
Российская
Федерация, реализуя суверенитет, имеет и осуществляет все права независимого
государства. В то же время субъекты Федерации также имеют свою компетенцию.
Конституция РФ, Федеративный договор, законодательство наделяют Федерацию в
лице федеральных органов государственной власти широкой, многогранной
компетенцией, оставляя в то же время обширные права ее субъектам. |
Конституционные
нормы предоставляют человеку широкий круг разнообразных прав и свобод,
возлагают на него обязанности. Основные права, свободы и обязанности охватывают
все главные области жизни и деятельности человека, но, разумеется, не
исчерпывают всей их совокупности (множество других прав и свобод, как уже
отмечалось, устанавливается всеми отраслями права, многими нормативными актами). Основные права и свободы – закрепленные
Конституцией РФ неотчуждаемые, наиболее важные права и свободы. Они
принадлежат каждому человеку или каждому гражданину. Эти права и свободы
одинаковы и равны для всех. Основные права и свободы по своему содержанию
делятся на ряд групп: гражданские права и свободы политические права и свободы;
экономические, социальные и культурные права и свободы. |
В российском
обществе после ухода с политической сцены тоталитарного режима в условиях
демократизации происходит становление политического плюрализма,
многопартийности. Создаются, действуют партии, различные общественные
объединения. В парламенте страны работают депутатские группы, фракции,
образованные по партийному признаку. Государственные органы не вмешиваются во
внутреннюю жизнь общественных объединений, ассоциаций. Это, однако, не
означает, что государство не может регулировать с помощью закона некоторые
вопросы, связанные с их образованием и деятельностью, контролировать соблюдение
ими правовых норм. |
Суверенитет
народа означает, что именно ему принадлежит суверенная государственная власть,
имеющая такие свойства, как верховенство и независимость; народ обладает всей
полнотой власти на территории страны. Народу принадлежит верховенство в
государстве, в системе власти, его суверенная государственная воля обязательна
для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления,
вообще всех лиц, организаций на территории государства. Никто, никакая часть
народа, организация, лицо не должны присваивать власть в Российской Федерации.
Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному
закону – гласит ч. 4 ст. 3 Конституции РФ. Власть должна исходить только от
народа – ее единственного источника. |
При
рассмотрении признаков законности уже отмечалось, что она невозможна в
обществе, где отсутствует правовая культура или уровень ее крайне низок (см.
5.1). Правовая культура как часть
общей культуры предполагает наличие правовых знаний, понимание социальной
ценности права, оценки правовых требований как целесообразных и справедливых,
уважительное отношение к законам и добровольное и сознательное их соблюдение.
Правовая культура является антиподом такого социального явления, которое
называется правовым нигилизмом и представляет
в самом общем виде непонимание роли права в жизни общества, отрицание его
полезности и ценности, неуважение к праву и законам и их массовое несоблюдение. |
Правонарушение
влечет за собой юридическую ответственность виновного лица. Она предусмотрена в
санкции правовой нормы. Основанием для применения санкции является установление
в действиях (или бездействии) лица состава правонарушения (см. 4.1).
Юридическая ответственность представляет собой негативную реакцию государства
на совершение правонарушения в виде применения к виновному лицу мер
государственного воздействия. Она выражается в необходимости для правонарушителя
претерпевать неблагоприятные для него лишения или ограничения личного или
имущественного характера (лишение свободы, арест, штраф, конфискация имущества
и др.). |
Классификация
правонарушений может быть проведена по разным основаниям. Наиболее
распространенным является деление их на виды в зависимости от того, нормы какой
отрасли права нарушены, а также по степени их общественной опасности
(вредности). Наиболее опасными (вредными) для общества являются преступления – противоправные деяния,
предусмотренные уголовным законом (уголовные преступления). Преступления
посягают на наиболее значимые общественные отношения, причиняют значительный
ущерб.
Все остальные
правонарушения, в отличие от преступлений, называются проступками. Но они, в свою очередь, подразделяются на следующие
виды: |
|
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|