Компетенция Российской Федерации. Разграничение предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее
субъектами
Российская
Федерация, реализуя суверенитет, имеет и осуществляет все права независимого
государства. В то же время субъекты Федерации также имеют свою компетенцию.
Конституция РФ, Федеративный договор, законодательство наделяют Федерацию в
лице федеральных органов государственной власти широкой, многогранной
компетенцией, оставляя в то же время обширные права ее субъектам.
Конституция РФ
разграничивает предметы ведения и полномочия между Российской Федерацией и ее
субъектами, определяя, таким образом, и компетенцию Российской Федерации, и
компетенцию ее частей – субъектов. Компетенция РФ охватывает полномочия,
предметы ведения самой Российской Федерации (ст. 71) и ее полномочия по
предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. В остальном компетентны
субъекты Федерации.
Российская
Федерация в лице федеральных органов государственной власти обладает
полномочиями в различных сферах общественной жизни: в области государственного
строительства, экономики и финансов, охраны природы, социально-культурной,
защиты прав и свобод человека, в области международных отношений, обороны и безопасности.
Вопросы ведения Федерации описаны в ст. 71 Конституции РФ. К ее ведению
отнесены весьма важные вопросы государственного строительства,
законотворчества, защиты прав и свобод человека:
принятие и изменение
Конституции РФ и федеральных законов, контроль над их соблюдением;
федеративное
устройство и территория РФ;
регулирование и
защита прав и свобод человека и гражданина, гражданство в РФ, регулирование и защита прав национальных меньшинств;
установление системы
федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка
их организации и деятельности; формирование федеральных государственных
органов;
установление
основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного
развития РФ;
судоустройство;
прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное
законодательство; амнистия и помилование; гражданское,
гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство;
правовое регулирование интеллектуальной собственности;
федеральное
коллизионное право;
федеральная
государственная служба;
государственные
награды и почетные звания РФ.
К ведению
Федерации отнесены также метеорологическая служба, стандарты, эталоны,
метрическая система и исчисление времени, геодезия и картография, наименование
географических объектов, официальный статистический и бухгалтерский учет.
К ведению
федеральных органов государственной власти в области экономики, финансов,
социально-культурной сфере отнесены:
установление
основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического,
экологического, социального, культурного и национального развития в РФ;
федеральная
государственная собственность и управление ею;
установление
правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование,
денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы
(включая федеральные банки);
федеральный
бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;
федеральные
энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющие материалы, федеральный
транспорт, пути сообщения, информация и связь, деятельность в космосе.
В сфере
международных отношений, обороны и безопасности, защиты границ к ведению
федеральных органов государственной власти отнесены:
внешняя
политика и международные отношения РФ, международные договоры РФ, вопросы войны
и мира;
внешнеэкономические
отношения РФ;
оборона и
безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки
оружия и боеприпасов, военной техники и другого военного имущества;
производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их
использования;
определение
статуса, режим и защита государственной границы, территориального моря,
воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального
шельфа РФ.
К совместному ведению Российской Федерации и субъектов
Федерации отнесены разнообразные вопросы:
обеспечение
соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных
нормативных актов автономной области, автономных округов, краев, областей,
городов Москвы и Санкт-Петербурга Конституции и законам РФ;
защита прав и
свобод человека и гражданина, защита прав национальных меньшинств; обеспечение
законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;
вопросы владения,
пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными
ресурсами;
разграничение
государственной собственности;
установление
общих принципов налогообложения и сборов в РФ;
природопользование,
охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо
охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;
общие вопросы
воспитания, образования, науки, культуры, физкультуры и спорта;
координация
вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства;
социальная защита, включая социальное обеспечение;
административное, жилищное
законодательство, земельное, водное, лесное законодательство; законодательство
о недрах, об охране окружающей среды; административно-процессуальное, трудовое,
семейное законодательство;
осуществление
мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их
последствий;
кадры судебных
и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;
защита исконной
среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
установление
общих принципов организации системы органов государственной власти и местного
самоуправления;
координация
международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ; выполнение
международных договоров РФ.
Вне пределов
полномочий РФ субъекты РФ обладают всей полнотой власти. Например, они
самостоятельно формируют свои органы государственной власти, утверждают
бюджеты, принимают законы и т.д.
Распределение
предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами
выражает как общегосударственные интересы, суверенитет Федерации, так и
интересы субъектов, обеспечивает целостность Российского государства и в то же
время широкую самостоятельность регионов.
|