Президент –
принципиально новый для России государственный институт, который внес
значительные изменения в существовавшую в момент его учреждения прежнюю
советскую форму организации власти. В 1990–1991 гг. был закреплен пост
Президента еще существовавшего тогда Союза ССР, появились президенты в
республиках бывшего Союза. Тогда же, в 1991 г., был учрежден пост Президента
России Федерации, входившей в то время в это союзное государство. Таким
образом, была реализована воля российского народа, проголосовавшего за это 17
марта 1991 г. на первом всероссийском референдуме. Российское государство
сделало важный шаг в сторону изменения формы
государства. Закрепление такого существенного новшества в организации государства
мотивировалось необходимостью укрепления исполнительной власти. Учреждение
президентства происходило на фоне углубляющегося экономического и политического
кризиса, обострения межнациональных отношений, в условиях ослабления
исполнительной власти, ее единства. Реализация законов проходила трудно, не
принимались необходимые меры по их осуществлению со стороны органов
государственного управления, усиливалась рассогласованность союзного и
республиканского законодательства. К тому же представительным органам не
удавалось сформировать эффективно действующие органы государственного
управления, обеспечить с ними должное взаимодействие, не вмешиваясь в их
оперативную деятельность.
При создании института президентства в
России использовался опыт зарубежных стран. Этот институт распространен в мире
и имеет заметные особенности в разных странах. В одних государствах их называют
президентскими республиками – президент возглавляет государство, а также
правительство, исполнительную власть, играет фактически ведущую роль в
управлении страной, обладая большим объемом прав. В других – это парламентарные
республики – президентство представляет собой в значительной мере формальную
структуру. В этом случае реальные функции управления выполняет правительство, а
глава его и занимает первое место в системе исполнительной власти.
В мировой
практике, как уже говорилось, встречается сочетание черт и парламентарной, и
президентской республики – смешанные формы правления (которые оказали влияние
на конструирование института президентства в России). Наконец, различно
избирается и сам президент. Всенародное его избрание обычно свойственно тем
странам, где реальная исполнительная власть концентрируется в руках президента,
во всяком случае, там он, как правило, играет существенную роль в государстве.
При организации
президентской власти в Российской Федерации использован опыт разных государств,
но, естественно, в РФ она имеет свои особенности.
Несмотря на
исторически короткий период своего существования, отечественный институт
президентства претерпел заметные изменения. Статус Президента РФ по Конституции
России 1993 г. значительно отличается от правового положения Президента,
закрепленного в 1991 г. Тогда Президент РФ рассматривался как глава
исполнительной власти, руководивший Правительством, подотчетным и ответственным
не только перед ним, но и перед федеральными законодательными органами. Он был
наделен правом вето, которое, однако, легко преодолевалось простым большинством
голосов Верховного Совета, а в отношении актов Съезда народных депутатов РФ у
него такого права не было. Организация власти представляла собой конгломерат
черт президентской, смешанной, а также советской формы правления; принцип
разделения властей проводился непоследовательно. В Конституции сохранялись
положения о полновластии представительного высшего органа, его всеобъемлющей
компетенции. Оставались положения о распорядительных полномочиях
законодательных органов, что, конечно, влияло на юридический статус главы
исполнительной власти.
Принятие Конституции РФ 1993 г. означало начало
нового этапа в развитии президентской власти в Российской Федерации. В ее
основе теперь лежит иная концепция, включающая преобладающие черты
президентской республики и элементы смешанной формы правления; моменты,
свойственные советской форме государственности, были устранены. Законодательный
орган приобрел черты парламента, действующего в режиме разделения власти.
Внесены большие изменения, новшества в правовой статус Президента РФ, он
усилен.
|