Проблемы и пути формирования правового государства в
России
В истории нашей
страны судьба идеи правового государства складывалась очень непросто. После
революции 1905–1907 гг. в России начался процесс перехода к конституционному
строю, что в известной степени означало вступление на путь формирования
правового государства. Взгляды передовых людей того времени были обращены к
этой идее. Однако этот процесс был прерван в октябре 1917 г., когда в
результате революции было создано советское государство, сутью которого по
Конституции РСФСР 1918 г. была диктатура пролетариата. А диктатура – это власть,
опирающаяся на насилие. Вождь Октябрьской революции В.И. Ленин дополнял эту
характеристику тем, что диктатура пролетариата – это власть, не связанная
никакими законами. Естественно, что в этих условиях идеи правового государства,
господства права, связанности правом государства, верховенства закона не были
востребованы. В Советском государстве отвергался также и принцип разделения
властей как буржуазный и непригодный для советской власти.
С конца 20-х
гг. начала складываться административно-командная система
партийно-государственного руководства страной, сопровождавшаяся бурным ростом
бюрократизма и сосредоточением в руках Сталина необъятной, неограниченной
власти. Один из лидеров государства Л.М. Каганович очень резко высказался тогда
против идеи правового государства, и она надолго была предана забвению.
Массовые репрессии, беззаконие и произвол, внесудебные расправы с
инакомыслящими во многом стали возможны потому, что в то время не было
эффективных политических и правовых институтов, противостоящих этому.
И только с
конца 80-х гг. политическая и правовая мысль в России вновь была обращена к
идее правового государства, а затем поставлена задача его формирования. Однако
практические шаги по пути создания реальных, действующих институтов правового
государства встречали сопротивление со стороны привычных, сложившихся в течение
предыдущих десятилетий методов государственного руководства и стереотипов
мышления. Для того чтобы создать правовое государство, необходимо отказаться от
них, осуществить реформирование всей системы государственной власти,
совершенствование законодательства, преодолеть неуважение к праву, непонимание
его роли в жизни общества, его социальной ценности, повысить значение суда. Для
формирования правового государства необходим высокий уровень политической и
правовой культуры не только граждан, но и должностных лиц, преодоление
правового нигилизма и становление гражданского общества.
Россия провозгласила создание правового
государства, что и нашло отражение в ее действующей Конституции, однако это не
означает, что цель уже достигнута. У нас еще не сформировалось развитое
гражданское общество, не отлажена система сдержек и противовесов, не стали
незыблемыми права и свободы граждан. Поэтому следует различать концепцию правового государства и
существующую государственно-правовую
реальность. Правовое государство относится к миру идей, которые преобразуют
действительность. Идея правового государства – это общественный идеал в праве,
которому не вполне еще соответствует политико-правовая жизнь в России на
современном этапе. Любой идеал может быть недостижим в полной мере, как
недостижимо человеческое совершенство. Но сама эта идея прогрессивна, так как
является побуждающим мотивом к движению вперед, к совершенствованию
существующего государства и его взаимоотношений с личностью, к созданию
должного правового порядка, социального прогресса.
|