|
В категории материалов: 90 Показано материалов: 71-80 |
Страницы: « 1 2 ... 6 7 8 9 » |
Имела ли
дореволюционная Россия конституцию? Была ли она конституционной монархией?
Вопросы эти в свое время были предметом острых дискуссий. Многие
дореволюционные государствоведы полагали, что Россия после издания Манифеста 17
октября 1905 г., учреждения и начала работы в 1906 г. Государственной Думы (с
законодательными полномочиями) вступила на путь конституционного развития,
превратилась в конституционное государство. Юридическим актом, имевшим значение
конституции, эти ученые называли Свод основных государственных законов в новой
редакции от 23 апреля 1906 г., которые закрепляли происшедшие в 1905-1906 гг.
изменения в государственном строе России. |
Первые акты
конституционного типа были приняты в Англии. Однако исторические особенности ее
развития привели к тому, что в ней отсутствует конституция в обычном понимании
этого слова. Иначе говоря, нет единого акта, регулирующего как важнейшие
стороны внутренней организации государства, общественного устройства, так и
права и свободы граждан. Современная Великобритания – страна, имеющая неписаную
конституцию, которую составляют многочисленные акты, принятые в период XIII–XX
вв., а также прецеденты, обычаи (конституционные соглашения). Все они не
связаны между собой определенной системой и не образуют единого акта. |
В истории нашей
страны судьба идеи правового государства складывалась очень непросто. После
революции 1905–1907 гг. в России начался процесс перехода к конституционному
строю, что в известной степени означало вступление на путь формирования
правового государства. Взгляды передовых людей того времени были обращены к
этой идее. Однако этот процесс был прерван в октябре 1917 г., когда в
результате революции было создано советское государство, сутью которого по
Конституции РСФСР 1918 г. была диктатура пролетариата. А диктатура – это власть,
опирающаяся на насилие. Вождь Октябрьской революции В.И. Ленин дополнял эту
характеристику тем, что диктатура пролетариата – это власть, не связанная
никакими законами. Естественно, что в этих условиях идеи правового государства,
господства права, связанности правом государства, верховенства закона не были
востребованы. В Советском государстве отвергался также и принцип разделения
властей как буржуазный и непригодный для советской власти. |
Одной из
основных идей современного правосознания является идея правового государства. В
конституционных законах некоторых западноевропейских государств (например,
Германии) провозглашаются начала правового государственного устройства. Нашла
свое закрепление эта идея и в действующей Конституции РФ, в ст. 1 которой,
наряду с другими характеристиками, записано, что Россия есть правовое
государство. Для того чтобы выяснить, какое же содержание вкладывается в эту
идею, необходимо учитывать, что современная концепция (теория) правового
государства вобрала в себя целый ряд идей, выдвинутых в прошлом передовыми
мыслителями своего времени. К ним относятся, прежде всего, немецкий философ И.
Кант, французский просветитель и правовед Ш. Монтескьё и другие ученые XVIII
в., которые полагали, что правовое государство должно сменить полицейское,
бюрократическое государство того времени, душившее свободу. |
При
рассмотрении признаков законности уже отмечалось, что она невозможна в
обществе, где отсутствует правовая культура или уровень ее крайне низок (см.
5.1). Правовая культура как часть
общей культуры предполагает наличие правовых знаний, понимание социальной
ценности права, оценки правовых требований как целесообразных и справедливых,
уважительное отношение к законам и добровольное и сознательное их соблюдение.
Правовая культура является антиподом такого социального явления, которое
называется правовым нигилизмом и представляет
в самом общем виде непонимание роли права в жизни общества, отрицание его
полезности и ценности, неуважение к праву и законам и их массовое несоблюдение. |
Правопорядок – это такой порядок в
общественных отношениях, при котором поведение субъектов права является
правомерным, т.е. соответствующим требованиям правовых норм. Если законность
представляет собой требование всеобщего соблюдения законов, то правопорядок
есть фактическая реализация этого требования. Правомерное поведение составляет
его содержание. Правопорядок является непосредственным результатом правового
регулирования, осуществляемого государством с помощью правовых норм. На их основе
субъекты вступают в правовые отношения, в рамках которых устанавливается их
возможное и должное поведение. И, наконец, если субъективные права и
юридические обязанности субъектов правоотношений реально воплощаются в их
правомерном фактическом поведении (происходит реализация требований правовых
норм в условиях режима законности), то в обществе складывается система
отношений, называемая правовым порядком. |
Традиционно в
юридической науке под законностью
понимается принцип государственного руководства жизнью общества, заключающийся
в том, что все без исключения субъекты права должны строго, точно и
неукоснительно соблюдать законы, установленные государством. Другими словами,
это принцип всеобщности соблюдения законов. Он нашел свое закрепление в
Конституции РФ, ч. 2 ст. 15 которой гласит: «Органы государственной власти,
органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения
обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы». Следовательно,
законность предполагает обоюдное соблюдение законов как населением, так и
государственной властью. |
Правонарушение
влечет за собой юридическую ответственность виновного лица. Она предусмотрена в
санкции правовой нормы. Основанием для применения санкции является установление
в действиях (или бездействии) лица состава правонарушения (см. 4.1).
Юридическая ответственность представляет собой негативную реакцию государства
на совершение правонарушения в виде применения к виновному лицу мер
государственного воздействия. Она выражается в необходимости для правонарушителя
претерпевать неблагоприятные для него лишения или ограничения личного или
имущественного характера (лишение свободы, арест, штраф, конфискация имущества
и др.). |
Классификация
правонарушений может быть проведена по разным основаниям. Наиболее
распространенным является деление их на виды в зависимости от того, нормы какой
отрасли права нарушены, а также по степени их общественной опасности
(вредности). Наиболее опасными (вредными) для общества являются преступления – противоправные деяния,
предусмотренные уголовным законом (уголовные преступления). Преступления
посягают на наиболее значимые общественные отношения, причиняют значительный
ущерб.
Все остальные
правонарушения, в отличие от преступлений, называются проступками. Но они, в свою очередь, подразделяются на следующие
виды: |
Ранее уже отмечалось, что поведение субъектов
права может быть правомерным и противоправным (см. 3.3). Правомерным называется поведение, соответствующее требованиям
правовых норм. Оно заключается в том, что юридические обязанности исполняются
(например, квартиросъемщик внес квартплату), субъективные юридические права
используются (например, гражданин принял участие в выборах депутатов Государственной
Думы), а правовые запреты соблюдаются, не нарушаются (например, кража не
совершается). Правомерное поведение является желательным и допустимым с точки
зрения интересов общества. Оно стимулируется правовыми нормами и является, как
правило, результатом сознательного отношения людей к правилам, установленным
государством. Но иногда правомерное поведение основано на боязни наказания за
нарушение требований правовых норм. |
|
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|