Основы деятельности местного самоуправления
Для того чтобы
местное самоуправление было реальным, необходимо наличие определенных условий и
гарантий (материально-финансовых, организационных, правовых и т.д.).
Правовую основу местного самоуправления составляют: Конституция РФ,
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации” (1995 г.), другие федеральные законы; конституции
(уставы), законы субъектов Федерации, уставы муниципальных образований, а также
иные нормативные правовые акты, регулирующие муниципальную деятельность. Кроме
того, составной частью правовой основы местного самоуправления в РФ является
ратифицированная в 1998 г. нашей страной Европейская Хартия местного
самоуправления, действующая в рамках Совета Европы, членом которого Россия
является с 1996 г.
Важнейшим
условием эффективности местного самоуправления является его организационная структура, которая должна соответствовать задачам
и функциям местного самоуправления.
Структуру органов местного самоуправления,
согласно ст. 131 Конституции РФ, население определяет самостоятельно, когда
принимает устав муниципального образования (непосредственно (путем референдума)
либо через своих выборных представителей в представительном органе местного
самоуправления). При этом закон требует, чтобы в каждом муниципальном
образовании был свой выборный орган власти. Конкретный перечень создаваемых
муниципальных органов содержится в уставе муниципального образования. К
организационным основам местного самоуправления помимо органов местного
самоуправления относится также и муниципальная служба. Муниципальная служба –
новый вид службы в РФ. Муниципальная служба – это профессиональная деятельность
на постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению их
полномочий.
Согласно
Конституции РФ (ст. 131)
территориальная основа местного самоуправления – это городские и сельские
поселения. Правда, оно осуществляется и на других территориях с учетом
исторических и иных местных традиций.
Действующий
закон относит к территории муниципальных образований территории городов,
поселков, станиц, районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов) и
другие территории, устанавливаемые с учетом исторических и иных местных
традиций. При этом изменение границ муниципального образования не допускается
без учета мнения населения соответствующих территорий.
Финансово-экономическая основа местного самоуправления. Каждое
муниципальное образование имеет свою экономическую и финансовую базу,
необходимую для решения вопросов местного значения.
Экономическую основу местного самоуправления
составляют муниципальная собственность, местные финансы, иная собственность,
служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования.
В состав
муниципальной собственности входят:
а) средства
местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды;
б) имущество
органов местного самоуправления;
в)
муниципальные земли и другие природные ресурсы;
г)
муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения;
д)
муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта,
другое движимое и недвижимое имущество.
Муниципальной
собственностью управляют органы местного самоуправления. Они вправе передавать
объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование
физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, а также совершать с
муниципальным имуществом иные сделки.
Финансовой основой местного самоуправления является
местный бюджет. Формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов
(бюджетов муниципальных образований), контроль над их исполнением
осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно.
В доходы
местных бюджетов зачисляются местные налоги, сборы и штрафы, отчисления от
федеральных налогов и налогов субъектов РФ, а также иные поступления в
соответствии с законом.
Государство
осуществляет финансирование осуществления органами местного самоуправления
отдельных государственных полномочий. Финансовые средства, необходимые для
этого, ежегодно должны предусматриваться в федеральном бюджете и бюджетах
субъектов РФ. Государство также
обязано компенсировать те дополнительные расходы органов местного
самоуправления, которые возникли в результате решений, принятых
государственными органами.
|