Сущность, предмет и метод административного права
Сущность административного права.
Административное право является опорной, базисной отраслью правовой системы
наряду с конституционным, гражданским и уголовным правом. Административное
право * представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих
определенные сферы общественных отношений, составляющих предмет этой отрасли
права. При этом предмет административного права отвечает на вопрос – что, какие
общественные отношения регулируются нормами данной отрасли права, а метод
административного права отвечает на вопрос – как, каким образом эти нормы
выполняют свое регулирующее воздействие.
* Слово
«административное» происходит от слова «администрация» (лат. administratio–управление), которое имеет два значения: 1)
совокупность государственных органов, осуществляющих функции управления; 2)
должностные лица управления, руководящий персонал учреждения, предприятия
(Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. М., 1998. С. 19).
Однако прежде
чем говорить о предмет и методе административного права, необходимо показать
его сущность, предназначение, целевую направленность, т.е. самое главное, что
характеризует эту отрасль права.
Административное
право призвано регулировать общественные отношения, возникающие в процессе
реализации исполнительной власти, осуществления государственного управления.
Поэтому административное право называют правом управления, или управленческим
правом, ибо содержанием деятельности органов исполнительной власти и
исполнительных органов местного самоуправления является именно государственное,
или «публичное» управление.
Такое понимание
сущности административного права было общепринятым на протяжении десятилетий.
Однако в современных условиях сущность административного права должна быть
дополнена вторым и, может быть, самым важным элементом. Административное право
теперь все в большей мере призвано регулировать общественные отношения,
возникающие между личностью и государством, между гражданином и органами
исполнительной власти, обеспечивая реализацию и охрану прав и свобод граждан в
сфере государственного управления, их защиту от возможного произвола, ущемления
или ограничения этих прав и свобод со стороны того или иного чиновника
государственного аппарата.
Изменения сущности административного права
связаны, прежде всего, со становлением Российской Федерации как
демократического федеративного правового государства. Эти изменения можно
сгруппировать по ряду направлений.
1. Изменение
политический системы повлекло за собой деидеологизацию законодательства, в том
числе и административного права. В нормативных правовых актах, например,
законах «О милиции», «О безопасности», «О безопасности дорожного движения», «О
пожарной безопасности», «О внутренних войсках Министерства внутренних дел
Российской Федерации», отсутствуют идеологические характеристики сущности
государства, государственно-правовых и общественных институтов, служащие в
прошлых подобных правовых документах фиктивным прикрытием тоталитарного
государства. Сейчас конституционно закреплены многопартийность и идеологическое
разнообразие.
Гуманизация
всех институтов государства и общества, перенос центра внимания на обеспечение
прав и свобод человека, которые рассматриваются как высшая ценность (ст. 2
Конституции РФ), привели к пересмотру концепции взаимоотношений государства и
гражданина. Вместо признаваемого приоритета общественных, государственных
интересов над личными, в основу положена концепция приоритета личности,
взаимной ответственности государства и гражданина.
Между тем еще
не так давно господствующей была принципиально иная позиция, находящая
отражение в деятельности всех государственных органов, во всех правовых актах.
Вот как ее выразил в 1927 г. известный административист Карадже-Искров:
«Индивидуальная свобода не является для нас основным принципом..., наше
государство проникнуто идеями коллективизма и не склонно выдвигать на первый
план личность. Наоборот, оно рассматривает отдельных личностей как средство для
достижения своих целей... у нас личность не является чем-то самоценным, она
лишь винтик огромной машины. Поэтому и обеспечение ее прав стоит на втором
месте»*. К счастью, эти времена ушли и положение, зафиксированное в ст. 2
Конституции РФ, находит реальное отражение во всем новейшем законодательстве, в
том числе и административном.
* Новейшая
эволюция административного права. Иркутск, 1927.
2. Организация
государственной власти на основе теории разделения властей привела к
прекращению всевластия Советов и партийной номенклатуры, к самостоятельности
исполнительной власти и административного права, которое ранее обычно
заменялось «телефонным» правом партийных руководителей.
3.
Реорганизация федеративного устройства России связана с закреплением новых принципов
федерации, которые призваны обеспечить целостность и суверенитет России в
целом, и одновременно необходимый уровень самостоятельности ее субъектов,
возможность решения на местах широкого комплекса вопросов развития территории с
учетом их национальных, экономических и иных интересов и особенностей. Роль
административного права в этом процессе также коренным образом меняется,
поскольку в соответствии с п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ к совместному
ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесено
административное и административно-процессуальное законодательство. А это
значит, что все субъекты Российской Федерации могут создавать необходимую им
собственную административно-правовую законодательную базу, разумеется, не
противоречащую федеральному законодательству, для успешного функционирования
органов исполнительной власти своего уровня, исполнительных органов местного
самоуправления, обеспечения прав и свобод граждан своей территории. Примером
тому может служить весьма специфическое и по оценкам специалистов достаточно
эффективное законодательство Республики Татарстан.
4. Переход к
рыночным отношениям в экономике самым существенным образом повлиял и на
сущность административного права. Возникновение многообразия форм собственности
потребовало и равной защиты со стороны государства всех ее форм, жесткого
государственного регулирования новых экономических процессов. Между тем на
первом этапе экономических реформ государство вместе со сложившимся ранее
правовым механизмом «ушло», а некоторые писали, что «убежало» из экономики,
предоставив право решать возникшие в экономике совершенно новые проблемы
рыночным механизмам, в частности конкуренции. Однако из этого ничего не вышло,
а в результате получился дикий рынок, дикая приватизация и все другие
«прелести», нам хорошо известные. Стало ясно, что без государственного
регулирования, и, прежде всего административно-правового, экономические
проблемы решить невозможно. Государство с помощью административного права стало
усиливать свое воздействие на экономику, облекая экономические механизмы –
цена, прибыль, налог, пошлина, квота, кредит и т.д. – в
административно-правовую форму, т.е. пошло по пути, по которому идут все
развитые государства.
5. Формирование
правового государства, правовая реформа на основе верховенства Конституции РФ,
приоритета закона во всех сферах жизни общества не оставили в стороне и
административное право. Суть изменений, которые здесь происходят, состоит в
том, что ранее административное право представляло собой совокупность в
основном подзаконных актов, т.е. постановлений правительства, актов министерств
и ведомств – приказов, инструкций, наставлений, уставов, положений, которые
нередко не только подменяли закон, но и дополняли, изменяли, а подчас и сводили
его на нет. Теперь основные вопросы функционирования исполнительной власти
регулируются на основе законов, нормативных указов Президента РФ. Уже приняты
налоговый, бюджетный, воздушный, водный и некоторые другие кодексы, носящие
преимущественно административно-правовой характер. Готовится новый Кодекс РФ об
административных правонарушениях.
Предмет административного права представляет
собой систему общественных отношений, регулируемых административно-правовыми
нормами. Предмет административного права включает в себя пять составляющих его
частей. Во-первых, это общественные отношения, возникающие в процессе
реализации исполнительной власти, осуществления государственного управления на
всех его иерархических уровнях: от Президента РФ до администрации
государственных предприятий, учреждений и организаций. Здесь имеется в виду,
прежде всего, внешняя деятельность органов исполнительной власти, всей системы
органов государственного управления, для осуществления которой они собственно и
созданы, а именно, организация экономики, социально-культурной и
административно-политической деятельности.
Во-вторых, это
внутриорганизационные отношения всех государственных органов, которые в
основном одинаковы, похожи, однотипны независимо от того, где они
осуществляются: в органах исполнительной власти, законодательных или судебных.
Эти отношения охватывают информационно-аналитическую работу, делопроизводство,
прием на работу, перемещение по службе, увольнение, дисциплинарную
ответственность, поощрение, материально-техническое обеспечение и т.п. Вся эта
деятельность носит вспомогательный характер и регулируется нормами
административного права.
В-третьих, к предмету административного
права относится функционирование общегосударственного контроля, который
осуществляется на территории всей Российской Федерации от имени государства,
будучи наделен государственно-властными полномочиями федерального характера.
При этом контроль осуществляется в отношении всех государственных органов не
только с точки зрения законности принимаемых актов и совершаемых действий, но и
их целесообразности, чем коренным образом отличается от общего надзора органов
прокуратуры. Меры, принимаемые общегосударственным контролем, носят
дисциплинарный характер, включая отстранение нарушителей от работы (должности)
и денежный начет. Ранее этот вид контроля имел различные названия –
Рабоче-крестьянская, инспекция, Министерство контроля, партийно-государственный
контроль, народный контроль. В последние годы он был упразднен. Однако
государственная необходимость в такого рода контроле очевидна и начинает
воссоздаваться в виде Контрольного управления Администрации Президента РФ.
В-четвертых,
предмет административного права охватывает и деятельность судов и судей по
рассмотрению дел об административных правонарушениях. Дело в том, что, являясь
органом правосудия, они тем не менее руководствуются нормами КоАП, что не может
быть изъято из предмета административного права. Возможно, эта сфера
деятельности судов и судей со временем превратится в административную юстицию,
суды будут называться административными, а судьи мировыми, единолично
рассматривающими значительную категорию дел об административных
правонарушениях.
В-пятых, к
предмету административного права могут быть отнесены общественные отношения,
возникающие в деятельности общественных объединений, которым государство
передало некоторые свои государственно-властные полномочия. Например, народным
дружинам переданы некоторые полномочия государственных правоохранительных
органов в сфере охраны общественного порядка, и народные дружинники могут осуществлять задержание
нарушителей, составлять протоколы (акты) о правонарушениях. Естественно,
подобная деятельность общественных объединений регулируется нормами
административного права.
Метод административного права,
характеризующий способ регулирующего воздействия на общественные отношения,
отличается рядом особенностей. Он включает в себя иерархичность, т.е. выполнение предписаний, приказов, требований,
запретов вышестоящих органов и должностных лиц нижестоящими. Этот метод может
быть сопоставлен с методами гражданско-правового регулирования. Учет этих
различий особенно необходим тогда, когда нормы административного и гражданского
права регулируют одну и ту же группу общественных отношений (например,
отношения в области разграничения государственной собственности, инвестиций,
торговли регулируются и административным, и гражданским правом).
Для
гражданско-правового регулирования характерно равенство сторон; отсюда широкое
применение договорных форм. Административно-правовой метод предполагает неравенство сторон: воля одной из них
главенствует над волей другой стороны. Это имеет место во взаимоотношениях
органов исполнительной власти и предприятий, учреждений, организаций, органов
исполнительной власти и граждан. В административно-правовых отношениях одна
сторона очень часто наделена государственно-властными полномочиями по отношению
ко второй стороне, именно она – первая сторона – принимает юридически
обязательные решения, осуществляет государственный контроль над действиями
другой, может в предусмотренных законом случаях применить к ней принуждение.
Хотя нередко вопрос решается по инициативе второй стороны отношения (пример
тому – заявление гражданина о предоставлении жилой площади), но решение принимает
именно орган исполнительной власти. Вторая сторона не может отказаться от
исполнения предписания органа, осуществляющего такую власть, и вправе лишь
обжаловать его в компетентный государственный орган.
Данный метод
предполагает состояние подчиненности воли
одной стороны по отношению к воле другой, причем это состояние может быть
достигнуто не только на добровольной, но и на принудительной основе. Этот метод
предполагает возможность заставить подчиняться воле властвующего лица с
использованием самых решительных мер, вплоть до применения оружия, например
отражение посягательства на охраняемый объект. Метод административного права – это метод одностороннего властвования,
например инспектор ГИБДД самостоятельно привлекает к ответственности нарушителя
правил дорожного движения. Этот метод характеризуется юридическим неравенством сторон, например, руководитель и
подчиненный, работник милиции и нарушитель общественного порядка. Объем их
юридических полномочий различен; с одной стороны, наличие всех прав и обязанностей,
предусмотренных законом, для выполнения управленческих функций, с другой –
преимущественно обязанность выполнить предъявляемые требования, понести
наложенное дисциплинарное или административное взыскание. Вместе с тем здесь
необходимо подчеркнуть их равенство перед
законом, т.е. руководитель и подчиненный, работник милиции и нарушитель
обладают определенными правами и несут соответствующие обязанности, в равной
мере подлежащие безусловному выполнению.
Наконец,
следует отметить и такую особенность метода административного права, как
безоговорочная, лишенная какой-либо диспозитивности обязательность выполнения установленных законом правил, норм,
стандартов, требований, запретов и иных предписаний. Причем эта
обязательность может касаться всех граждан, например общеобязательность
соблюдения правил поведения в общественных местах правил перехода улиц, либо
только специальных субъектов административного права – водителей
автомототранспорта, военнослужащих, охотников, должностных лиц и т.д.
Итак, метод
административного права можно определить как метод «власти и подчинения»,
приказа и исполнения. Данный метод административного права является
приоритетным, преобладающим, но не единственным. Не все отношения в сфере
исполнительной власти построены по схеме «власть – подчинение», т.е. по
вертикали.
В
административном праве существует немало ситуаций, когда необходимо
регулировать возникающие так называемые горизонтальные общественные отношения,
стороны которых находятся на одном иерархическом уровне, например отношения
между двумя министерствами. Здесь отсутствует подчиненность, юридический статус
характеризуется полным равенством, и ни о каком одностороннем властвовании не
может быть и речи.
Вот тогда и
возникает потребность в иных методах административно-правового регулирования, в
качестве которых выступают взаимодействие, согласование, координация,
соглашение, административный договор и др.
|