Прокуратура
В соответствии
со ст. 129 Конституции РФ и Федеральным законом «О прокуратуре Российской
Федерации» от 17 января 1992 г. (в ред. от 17 ноября 1995 г. с последующими
изменениями и дополнениями)* прокуратура Российской Федерации – единая
федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени
Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории
законов. Систему прокуратуры РФ составляют:
а) Генеральная
прокуратура РФ;
б) прокуратуры
субъектов Федерации, а также приравненные к ним военные и другие
специализированные прокуратуры;
В системе
прокуратуры Российской Федерации действуют также научные и образовательные
учреждения.
Образование,
реорганизация и упразднение органов и учреждений прокуратуры, определение их
статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором РФ.
Создание и
деятельность на территории РФ органов прокуратуры, не входящих в единую систему
прокуратуры РФ, не допускается.
Генеральную
прокуратуру РФ возглавляет Генеральный прокурор РФ, который назначается на
должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению
Президента РФ.
Прокуроры
субъектов РФ назначаются Генеральным прокурором РФ по согласованию с ее
субъектами. Другие прокуроры на территории РФ также назначаются Генеральным
прокурором РФ. Органы прокуратуры действуют на основе подчинения нижестоящих
прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.
В соответствии
с законом прокурором может быть назначен гражданин Российской Федерации,
имеющий высшее юридическое образование, обладающий необходимыми
профессиональными и моральными качествами, а также способный – по состоянию
здоровья – выполнять возлагаемые на него обязанности. Лицо, впервые назначенное
на должность прокурора, принимает присягу.
На должность районного, городского
прокурора назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж работы в органах
прокуратуры не менее трех лет.
На должность
прокурора республики в составе Российской Федерации, прокурора края, области,
прокуроров городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономного
округа назначаются лица не моложе 30 лет, имеющие стаж прокурорской или
следственной работы в органах прокуратуры не менее пяти лет.
Деятельность
прокуратуры направлена на обеспечение верховенства закона, единства и
укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также
охраняемых законом интересов общества и государства.
В этих целях прокуратура осуществляет надзор:
1) за
соблюдением Конституции РФ, исполнением законов федеральными министерствами и
ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами
субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления,
органами контроля, органами управления и руководителями коммерческих и
некоммерческих организаций, их должностными лицами, а также за соответствием
законам издаваемых ими правовых актов;
2) за
соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
3) за
исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную
деятельность, дознание и предварительное следствие;
4) за
исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание
и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями
мест содержания задержанных и заключенных под стражу.
Кроме того,
прокуратура осуществляет уголовное преследование в соответствии с полномочиями,
установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
В соответствии
с законом органы прокуратуры проводят расследование по делам о преступлениях,
отнесенных к их компетенции. Прокурор вправе принять к своему производству или
поручить подчиненному ему прокурору или следователю расследование любого
преступления.
Осуществляя
уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного
обвинителя. Он излагает свою позицию по вопросам применения уголовного закона и
назначения меры наказания в отношении подсудимого.
Участвуя в
рассмотрении дел судами, прокуроры в соответствии с процессуальным
законодательством Российской Федерации опротестовывают противоречащие закону
решения, приговоры, определения и постановления судов.
Осуществляя
надзор за исполнением законов, прокурор или его заместитель приносит протест на
противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые
издали этот акт, либо обращается в суд.
Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в
десятидневный срок с момента его поступления. При исключительных
обстоятельствах прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения
протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается
прокурору в письменной форме.
Прокурор или
его заместитель вправе вносить в соответствующие органы представление об
устранении нарушений закона.
Представление об устранении нарушений закона вносится в орган или
должностному лицу, который полномочен устранить допущенные нарушения, и
подлежит безотлагательному рассмотрению.
В течение
месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по
устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих.
О результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
В целях
предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся
противоправных деяниях прокурор или его заместитель объявляет в письменной
форме должностным лицам предостережение о
недопустимости нарушения закона.
В случае
несоответствия постановлений Правительства РФ Конституции РФ и российским
законам Генеральный прокурор РФ информирует об этом Президента Российской
Федерации.
Конституция РФ,
в отличие от прежней, не устанавливает подотчетность Генерального прокурора РФ
парламенту России, не закрепляет за Генеральным прокурором РФ право
законодательной инициативы. Вместе с тем Закон «О прокуратуре Российской
Федерации» устанавливает, что Генеральный прокурор РФ ежегодно представляет
палатам Федерального Собрания РФ, а также Президенту РФ доклад о состоянии
законности и правопорядка в России и о проделанной работе по их укреплению.
Не обладая
правом законодательной инициативы, прокуроры вправе вносить в законодательные
органы и органы, которым принадлежит право законодательной инициативы, свои
предложения об изменении, о дополнении, об отмене или принятии законов и иных
нормативных правовых актов.
В соответствии
с законодательством прокуратура РФ осуществляет также координацию деятельности
правоохранительных органов по борьбе с преступностью. В этих целях прокурор
вправе созывать координационные совещания, организовывать рабочие группы,
истребовать статистическую и другую необходимую информацию.
Органы
прокуратуры осуществляют полномочия независимо от государственных,
муниципальных, общественных органов. Прокуроры и следователи органов
прокуратуры не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами
государственной власти и органами местного самоуправления.
Прокурорские
работники не могут также являться членами общественных объединений,
преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Кроме
того, прокурорские работники не вправе совмещать свою основную деятельность с
иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской,
научной и творческой.
Прокуроры и
следователи, являясь представителями государственной власти, находятся под
особой защитой государства.
Установлен
особый порядок привлечения прокуроров и следователей к уголовной и
административной ответственности. Так, возбуждение против них уголовного дела
(за исключением случаев, когда прокурор или следователь застигнут при
совершении преступления), производство расследования является исключительной
компетенцией органов прокуратуры.
|