Иные федеральные органы исполнительной власти
Наряду с
Правительством в структуру органов исполнительной федеральной власти включаются
органы специальной компетенции. Это
отраслевые или межотраслевые (функциональные) органы. Их структуру Председатель
Правительства РФ представляет Президенту РФ не позднее недельного срока после
назначения на должность (ч. 1 ст. 112 Конституции РФ).
В настоящее время в
России несколько организационно-правовых форм органов исполнительной
федеральной власти:
1) федеральное
министерство;
2)
государственный комитет РФ;
3) федеральная комиссия России, федеральная служба
России, российское агентство, федеральный надзор;
Федеральные
органы исполнительной власти находятся в ведении Правительства, которое
руководит ими и контролирует их деятельность, за исключением тех, чья деятельность
направлена на обеспечение конституционных полномочий Президента РФ. Президент
руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих
вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел,
предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных
бедствий и ряда других органов (всего на 18 августа 1999 г. таких органов было
15), утверждает по представлению Председателя Правительства положения о них и
назначает их руководителей, а также осуществляет иные полномочия как Верховный
Главнокомандующий Вооруженными Силами России и Председатель Совета
Безопасности. Правительство координирует деятельность этих органов.
Все другие федеральные министерства и
иные федеральные органы исполнительной власти подчиняются Правительству и
ответственны перед ним за выполнение порученных задач.
Правовой
основой деятельности федеральных органов исполнительной власти служат (наряду
с федеральными конституционными и федеральными законами, актами Президента)
специальные положения. Положения о каждом из федеральных органов
исполнительной власти, за исключением тех из них, которыми руководит непосредственно
Президент РФ, утверждаются Правительством РФ.
Правительство
назначает на должность и освобождает от должности заместителей федеральных
министров, других руководителей федеральных органов исполнительной власти и их
заместителей, руководителей органов и организаций при Правительстве,
утверждает членов коллегий федеральных министерств и иных федеральных органов
исполнительной власти.
Правительство
вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или
приостанавливать действие этих актов.
Федеральные
органы исполнительной власти могут быть общефедеральными и совместными.
Общефедеральные органы осуществляют управление в
отраслях и сферах деятельности, которые находятся в ведении РФ (Министерство
обороны, Министерство путей сообщения, Служба внешней разведки, Федеральное
агентство правительственной связи и информации (ФАПСИ) и др.). Они руководят
подведомственными отраслями как непосредственно, так и через территориальные
управленческие структуры и назначаемых должностных лиц.
Совместные федеральные ведомства упорядочивают
деятельность в отраслях и сферах управления совместного ведения РФ и ее
субъектов. Они осуществляют общее руководство, а непосредственное — управленческие
структуры, находящиеся на территории субъектов Федерации. К совместным
ведомствам относятся, например, Министерство образования, Министерство
культуры, Министерство труда и социального развития.
Организационно-правовые
формы органов исполнительной власти имеют определенные особенности.
1. Министерство РФ — федеральный орган
исполнительной власти, осуществляющий руководство порученной ему отраслью или
сферой деятельности. Глава министерства (министр) входит по должности в состав
Правительства, он функционирует на
основе единоначалия и несет
персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство
обязанностей, издает приказы. В министерствах имеются совещательные органы —
коллегии.
2. Государственный комитет РФ
осуществляет на основе коллегиальности
межотраслевое регулирование. Его председатель входит по должности в состав
Правительства. Решения государственного комитета по межотраслевым вопросам,
имеющим нормативный характер, принимаются совместно членами комитета и
оформляются в виде постановления.
Члены государственного комитета утверждаются и освобождаются Правительством
РФ.
3. Федеральные комиссии, федеральные службы,
российские агентства, федеральные надзоры и иные федеральные органы
исполнительной власти. Эти структуры исполнительной власти обладают
функциональной или смешанной компетенцией, осуществляют межотраслевую координацию
по вопросам, находящимся в их ведении, специальные исполнительные, контрольные,
разрешительные или надзорные функции. Руководители этих органов не всегда
входят по должности в состав Правительства. Федеральные комиссии, федеральные
службы, российские агентства не входят в состав министерств и государственных
комитетов. Руководители министерств и государственных комитетов координируют
деятельность этих органов по вопросам, относящимся к их совместной компетенции,
в соответствии с положениями о каждом из них.
|