Правительство Российской Федерации
Исполнительную
власть Российской Федерации осуществляет Правительство РФ (ч. 1 ст. 110
Конституции). Правительство возглавляет единую систему исполнительной власти
России. Правительство – федеральный орган исполнительной власти общей компетенции, так как в процессе
его деятельности воплощаются все функции государства. Правительство организует
исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных и федеральных законов,
нормативных указов Президента, а также международных договоров, осуществляет
систематический контроль над их исполнением иными федеральными органами исполнительной
власти (министерствами, ведомствами) и органами исполнительной власти субъектов
Федерации, принимает меры по устранению нарушений федерального
законодательства.
Статус Правительства (его состав, структура,
порядок формирования и компетенция, а также отношения с другими
государственными органами, организация и обеспечение деятельности) определяется
Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О Правительстве
Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г.
Правительство в
своей деятельности руководствуется принципами верховенства Конституции РФ,
федеральных конституционных и федеральных законов, принципами народовластия,
федерализма, разделения властей, ответственности, гласности, обеспечения прав и
свобод человека и гражданина.
Правительство
РФ – коллегиальный орган. В его состав входят Председатель Правительства РФ,
его заместители, федеральные министры.
Председатель
Правительства, как отмечалось ранее, назначается Президентом РФ с согласия
Государственной Думы. Предложение о
кандидатуре Председателя Правительства вносится в двухнедельный срок после
вступления в должность вновь избранного Президента РФ или после отставки
Правительства, либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры
Государственной Думой. После трехкратного отклонения Государственной Думой
представленных кандидатур на пост Председателя Правительства РФ Президент назначает его, а Государственную Думу распускает, объявляя
досрочные парламентские выборы.
Заместители
Председателя Правительства и федеральные министры назначаются на должность
Президентом по предложению главы Правительства. Лица, входящие в состав
Правительства, не могут занимать никакой другой должности в государственных,
коммерческих, общественных органах и организациях, в том числе политических
партиях. Они не имеют права на предпринимательскую деятельность, а также любую другую
оплачиваемую работу, кроме преподавательской, научной и иной творческой
деятельности. Член Правительства не может одновременно быть депутатом
Государственной Думы, членом Совета Федерации, депутатом законодательных
(представительных) органов государственной власти субъектов Российской
Федерации и депутатом выборных органов местного самоуправления. Законом
устанавливаются и другие ограничения, связанные с пребыванием в составе
Правительства Российской Федерации. Члены Правительства РФ обязаны при назначении
на должность, а впоследствии ежегодно, не позднее 1 апреля года, следующего за
отчетным финансовым годом, представлять в налоговые органы сведения о
полученных доходах и являющемся объектом налогообложения имуществе,
принадлежащем им на праве собственности. Налоговые органы направляют эти
сведения Президенту и в Федеральное Собрание. Такие сведения могут быть
опубликованы.
Правительство
действует в пределах срока полномочий Президента (четыре года) и слагает свои
полномочия перед вновь избранным Президентом.
Конституцией РФ
предусмотрена возможность отставки Правительства и в других случаях, если:
1)
Правительство само подает в отставку, и Президент принимает ее (последний может
и отклонить такую отставку);
2) Президент по
собственной инициативе принимает решение об отставке Правительства;
3)
Государственная Дума выражает ему недоверие, и Президент объявляет об отставке
Правительства;
4) Председатель
Правительства ставит перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству
РФ, и Дума отказывает ему в доверии,
на основании чего Президент принимает решение об отставке Правительства;
5) Председатель
Правительства не может исполнять свои полномочия.
В случае
отставки Правительства, как и при сложении полномочий перед вновь избранным
Президентом, оно (по поручению главы государства) продолжает выполнять свои
обязанности до сформирования нового Правительства РФ.
Наряду с
коллективной отставкой Правительства возможна и персональная отставка отдельных
его членов, которые могут освобождаться от должности Президентом.
Правительство
РФ несет ответственность за свою деятельность перед Президентом и
Государственной Думой. В Российской Федерации, как уже отмечалось, смешанная
форма правления, которая сочетает в себе способы взаимодействия высших органов
власти, характерные как для парламентарной, так и президентской республик. Хотя
по Конституции Президент провозглашается главой государства, он осуществляет и
некоторые полномочия руководителя исполнительной власти, в том числе
обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие Правительства и
других органов государственной власти.
Если Президент
РФ в соответствии с Конституцией определяет основные направления внутренней и
внешней политики государства, то на Правительство РФ возлагается конкретная
реализация этой политики. Председатель Правительства РФ в соответствии с
Конституцией, федеральными конституционными и федеральными законами и указами
Президента формирует стратегию федерального органа исполнительной власти.
Президент и
Правительство обеспечивают совместное осуществление полномочий исполнительной
федеральной государственной власти на всей территории страны, проводя,
например, контроль над исполнением федеральных конституционных законов и
федеральных законов, актов Президента и Правительства РФ, создавая территориальные органы исполнительной власти.
Президент имеет право председательствовать на заседаниях Правительства.
Постановления и
распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции, федеральным
конституционным и федеральным законам и указам Президента могут быть отменены
Президентом РФ.
В случаях,
предусмотренных Конституцией, Председатель Правительства Российской Федерации
временно исполняет обязанности Президента России.
Конституция РФ
предусматривает осуществление Государственной Думой парламентского контроля над деятельностью Правительства. В
Конституции, федеральных конституционных законах, федеральных законах,
Регламенте Государственной Думы предусмотрены формы такого контроля.
К ним относятся:
1. Рассмотрение
вопроса о доверии Правительству по инициативе самой Государственной Думы или по
инициативе Правительства.
2. Отчет
Правительства об исполнении федерального бюджета, который представляется
одновременно с проектом федерального бюджета на следующий финансовый год.
3. Образование
Счетной палаты Советом Федерации и Государственной Думой для осуществления
контроля за исполнением федерального бюджета (финансовый контроль).
Правительство в установленные сроки представляет необходимую информацию в
Счетную палату.
4. Назначение
Государственной Думой Уполномоченного по правам человека, деятельность которого
связывается также и с контролем над Правительством и другими органами
администрации в области соблюдения прав человека.
5. Депутатский
запрос может быть внесен как депутатом (или группой депутатов) Государственной
Думы, так и членом Совета Федерации (или группой членов) к Правительству или
министру на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания в письменной
форме. Правительство или руководитель иного федерального органа исполнительной
власти должны дать ответ на запрос не позднее 15 дней со дня его получения на
заседании палаты.
6. Вопросы к
членам Правительства могут быть обращены как депутатами Государственной Думы,
так и членами Совета Федерации. Члены Правительства обязаны по приглашению
палат Федерального Собрания присутствовать на их заседаниях и отвечать на
поставленные вопросы.
7. Комитеты и
комиссии палат Федерального Собрания вправе направлять письменные обращения по
вопросам своего ведения членам Правительства. О результатах рассмотрения таких
обращений и о принятых мерах члены Правительства сообщают соответствующим
комитетам и комиссиям в согласованные с ними сроки.
8.
Парламентские слушания, проводимые комитетами (комиссиями) Совета Федерации и
Государственной Думы, могут осуществляться с участием членов Правительства по
актуальным проблемам общественной и политической жизни. Рекомендации
парламентских слушаний предназначаются часто и Правительству.
Таким образом,
Федеральное Собрание воздействует на Правительство. Оно, в свою очередь,
обладает определенными полномочиями, связанными с деятельностью парламента. К
ним относятся: во-первых, право законодательной инициативы, в том числе право
разрабатывать и представлять Государственной Думе на утверждение федеральный
бюджет.
Во-вторых,
финансовые законопроекты (о введении или отмене налогов, освобождении от их
уплаты, о выпуске государственных займов и др.), а также законопроекты,
предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть
внесены в Государственную Думу только при наличии заключения Правительства РФ
(ч. 3 ст. 104 Конституции РФ).
Деятельность
Правительства охватывает, по существу, все стороны жизни общества.
1. В сфере экономики оно:
осуществляет
регулирование экономических процессов;
обеспечивает
единство экономического пространства и свободу экономической деятельности,
свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;
прогнозирует
социально-экономическое развитие РФ, разрабатывает и осуществляет программы
развития приоритетных отраслей экономики;
вырабатывает
структурную государственную и
инвестиционную политику и принимает
меры по ее реализации;
осуществляет
управление федеральной собственностью и другие полномочия.
2. В сфере бюджетной, финансовой, кредитной и
денежной политики Правительство РФ:
обеспечивает
проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;
разрабатывает и
представляет Государственной Думе федеральный бюджет, обеспечивает его
исполнение, а также представляет отчет о его исполнении;
принимает меры
по регулированию рынка ценных бумаг;
осуществляет
управление государственным внутренним и внешним долгом России;
осуществляет
валютное регулирование и валютный контроль;
руководит
валютно-финансовой деятельностью в отношениях РФ с иностранными
государствами;
разрабатывает и
осуществляет меры по проведению единой политики цен.
3. В социальной сфере Правительство РФ:
обеспечивает проведение единой
государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в
области социального обеспечения, способствует развитию социального обеспечения;
принимает меры по реализации трудовых прав
граждан;
разрабатывает
программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих
программ;
обеспечивает
проведение единой государственной миграционной политики и другие полномочия.
4. В сфере науки, культуры, образования
Правительство:
обеспечивает
государственную поддержку развития науки, культуры;
обеспечивает
проведение единой государственной политики в области образования, определяет
основные направления развития и совершенствования общего и профессионального
образования, развивает систему бесплатного образования.
5. В сфере природопользования и охраны
окружающей среды Правительство:
обеспечивает
проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и
обеспечения экологической безопасности, предпринимает в этих целях специальные
меры.
6. В сфере обеспечения законности, прав и
свобод граждан, борьбы с преступностью Правительство:
участвует в разработке и реализации
государственной политики в области обеспечения безопасности человека, общества,
государства;
осуществляет
меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности
и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно
опасными явлениями и другие полномочия в этих целях.
7. В сфере обеспечения обороны и
государственной безопасности РФ Правительство:
осуществляет
необходимые меры по обеспечению обороны и государственной безопасности;
организует оснащение
вооружением и военной техникой, обеспечение материальными средствами, ресурсами
и услугами Вооруженных Сил России, других войск и вооруженных формирований РФ;
обеспечивает
социальные гарантии для военнослужащих и иных лиц;
принимает меры
по охране Государственной границы Российской Федерации;
руководит
гражданской обороной.
8. В сфере внешней политики и международных
отношений Правительство:
осуществляет
меры по обеспечению реализации внешней политики РФ;
обеспечивает
представительство России в иностранных государствах;
заключает
международные договоры;
отстаивает
геополитические интересы РФ, защищает граждан России за пределами ее
территории.
Правительство
осуществляет также иные полномочия, возложенные на него Конституцией России,
федеральными конституционными и федеральными законами, указами Президента.
Правительство в
процессе своей деятельности издает постановления, имеющие нормативный характер,
и распоряжения, контролирует их исполнение. Постановления и распоряжения
Правительства обязательны к исполнению на всей территории РФ.
|